Купить
билеты

Новейшая история Монрепо – реставрация Усадебных домов. III

Часть 2Часть 1.

— Вы гарантируете, что хорошо обработали старые бревна, и вредители погибли?

— Исторические бревна после разборки были складированы под навесы и зимой хорошенько подверглись промерзанию. Плюс современные материалы проверенные. Мы обрабатывали каждое бревно от жучков и биологических отложений, а также огнестойкими составами по 2-3 раза. Уверен, что жучки не заселятся, но необходимо соблюдать температурно-влажностный режим в здании.

— Накануне разборки дома авторитетные эксперты много спорили, говорили о том, что дом нельзя разбирать, только вывешивать – сделать усиление сруба и целиком приподнять его домкратами.

— Было много мнений о способах реставрации. Считается, что метод разборки с переборкой более сложный, чаще всего используют лифтинг. Но здесь использовать лифтинг было нецелесообразно.

Длина дома около 61 метра. Мы всем доказывали, что данная конструкция со множеством больших окон и плохим состоянием бревен в венцах стен не выдержит вывешивания.

Нельзя забывать о том, что проектом была предусмотрена реставрация с приспособлением под музейно-выставочные функции. А это значит, что при проектировании используют современные нормы и правила. По пожарным нормам требуется устройство железобетонного цокольного перекрытия под всей площадью здания. Безопасность людей прежде всего. Как при этих условиях вывесить здание в аварийном состоянии целиком?

Во время реставрации любого памятника всегда подключаются общественники и специалисты. Я уверен, что в спорах рождается истина. Мы встречались и обсуждали методы реставрации Главного усадебного дома с общественниками, специалистами на секции деревянного зодчества Минкультуры РФ.

— Усадебный дом стоит на песке. Как укрепляли фундамент?

— Дом построен на валунном фундаменте с огромным подвалом. Чтоб фундамент не разрушался мы укрепили его подошву – через пакеры залили известково-цементный раствор, который образует хорошее основание.

Все камни почистили, расшили швы, сделали инъектирование кладки. Внутри подвала проектом было предусмотрено обетонирование стен валунного фундамента (бетонная капсула), чтобы фундамент смог выдержать дополнительный вес железобетонной плиты перекрытия.
(Железобетонная плита устроена согласно современным нормам пожарной безопасности и музейного приспособления – Прим.автора).

— Длительные работы на фундаменте не позволили собирать сруб сразу на месте.

— Пришлось вывозить Усадебный дом на удаленную площадку, чтоб там реставрировать и проводить контрольную сборку. В общей сложности на усадебных домах работали 15 мастеров реставраторов. Бревна доставляли из Архангельской области – благодаря морозным зимам там более плотная и прочная древесина.

Когда выполнили работы по устройству плиты перекрытия и мы привезли сруб обратно в парк, все очень переживали, встанет ли дом четко на свои исторические габаритные места. Напомню, длина дома 61 метр. Когда поставили первые три венца, сразу вызвали геодезиста, и он сказал: «Отклонения минимальные». Мы тут же поправили, и для нас это была победа.

— Что было самым трудным в реставрации домов?

— Нам очень долго и много пришлось поработать над декоративными элементами подкровельного венчающего карниза, и над фризом с ложечками. Кажется, что карниз целиковый. На самом деле он состоит из 6 массивных элементов с очень сложным профилем. Реставрировали и воссоздавали очень долго, несмотря на все имеющееся у нас ручные инструменты и приспособления. Всегда задумываемся над вопросом, как наши предки это делали два столетия назад? Ведь из подручного инструмента был самый минимум.

— Осколки от снарядов находили?
— Да и много. Даже нашли пробоину в верхних венцах второго этажа Главного дома. Видно, что осколок залетел и пробил стену. Много осколков нашли на флигеле, особенно, в районе мансарды с часами. Когда делали вставки новой древесины в исторические бревна, цепи на пилах меняли каждый день из-за того, что попадались металлические осколки-шрапнель.

— Что дали Вам эти годы в Монрепо?

— Мы взялись не просто ради работы, нам было интересно исследовать. Здесь мы получили огромный багаж знаний, колоссальный опыт. До этого мы реставрировали только церкви. Здесь дворянская усадьба – одна из самых больших из сохранившихся деревянных усадеб России. Может самая большая, я не знаю аналогов такого масштаба.

— Реставрация в Монрепо закончена. Что дальше? Какие вершины покорять?

— Сейчас мы приступили к противоаварийным, консервационным работам на церкви ХVII века в деревне Пияла Архангельской области. Это памятник архитектуры федерального значения, самая высокая деревянная церковь Европы – ее высота 45 метров. Так что, можно сказать, действительно новые высоты.

Беседовала Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо».

Перейти к содержимому