Купить
билеты

Новейшая история Монрепо – реставрация Усадебных домов. I

Восстановление усадебных домов Монрепо было одним из самых сложных и обсуждаемых этапов реставрации: «варварский проект», «история памятника трагически завершилась». Что только ни писали в СМИ за время реставрации зданий.

И сегодня наш разговор с человеком, который восстанавливал дома, уговаривал и убеждал экспертов, терпеливо объяснял СМИ и просто взял на себя огромную ответственность отреставрировать исторические здания — рассказывает реставратор I категории по памятникам деревянного зодчества Александр ТУФАНОВ:

— В первый раз я приехал в Монрепо в 2018 году по приглашению одного из субподрядчиков. К тому времени у меня уже был большой опыт работы с деревянными памятниками. Я видел разные степени повреждения, но здесь было просто ужасающее состояние, особенно Усадебного дома. Куда ни посмотришь: гниль, домовой гриб, следы жука-древоточца. Одним словам — катастрофа!

Вышел я из дома, сел на травку и думал часа полтора. Что делать? Объем работ колоссальный. Здание очень сложной конфигурации, много больших оконных проемов – пространственной жёсткости недостаточно. Работа тяжелая. Если реставрировать методом лифтинга (вывешивать), то большая угроза, что дом сложится.

И я уехал думать. Через некоторое время снова пригласили. На этот раз я приехал с коллегой – реставратором Михаилом Климовым. Миша тоже посмотрел, за голову схватился и тоже долго сидел на травке и анализировал. В итоге мы приняли совместное решение, что надо спасать памятник. Для нас это тоже хороший опыт и интересная работа. За нашими плечами 8 церквей, отреставрированных в Архангельской области.

— Знаю, что вы нарасхват. Как и почему решились взяться за такой проблемный объект?

— Нас поддержало Министерство культуры. Проблема в том, что в стране очень мало плотников-реставраторов. И конечно же, опасения общественников и экспертов были понятны. В стране много случаев, когда реставрацию деревянного памятника не могут довести до конца: сруб разбирают, а собрать обратно не могут.

-Нужны именно плотники-реставраторы ?

— Да, и обязательно с опытом реставрации. Обычный плотник, имея на руках рабочий проект, не сможет выполнить работу по реставрации памятника. Этим надо «жить», уметь обнаруживать все исторические «следы», тщательно их фиксировать и анализировать. Должен быть подход научной реставрации.

Мы всегда очень долго ходим, смотрим, изучаем, как было построено здание нашими предками, какие технологии использовались, составляем картограмму по стенам, чтобы понять, где бревна непригодные, какие можно отреставрировать, а какие в хорошем состоянии. Важно также зафиксировать геометрические размеры здания и помещений для того, чтобы собрать здание точно в исторических габаритах.

Не так: «Ай, уберу тут бревно лишнее, поставлю новое, тут 10 сантиметров больше будет». Нет, такого в реставрации не допускается. Надо четко сохранить исторические габариты, максимально сохранить подлинные бревна в каждой стене и каждой перегородке. Даже если бревно совсем плохое, мы его сохраняем для себя как доказательство, что оно стояло в этой стене, и на его место мы поставим точно такое же с такими же характеристиками.

— Что в итоге удалось сохранить в цифрах?

— Библиотечный флигель — сруб отреставрирован методом полной переборки, исторического материала 51%. Ставни: 18 комплектов исторические, 13 – воссозданные. Их легко отличить по небольшим дефектам, сколам, так как при реставрации мы не придавали деталям вид новых.

Из декоративных элементов на Флигеле подлинные: венчающие карнизы (со стороны ледника), все дентикулы (ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора), все жиковины (петли), две круглые колоды круглых окон.

Главный дом — сруб отреставрирован методом полной переборки – исторического материала 38%. Полностью сохранены фриз-ложечки (декоративный элемент). Дентикулы полностью исторические со стороны двора и частично с боков. Из внутренних ставен — 5 исторических из 6. Наружные ставни: исторических — две из 38 ( всего на Главном доме 45 окон). Створки круглых окон в Главной зале новые, а колоды вокруг них исторические. Кроме того, сохранены: обшивка фасада, четыре колоны портика, 12 полуколонн веранды.

Продолжение следует…

Беседовала Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо». Фото из архива.

Перейти к содержимому