Купить
билеты

«Старик ест суп» в столовой Монрепо

С немецким художником Иоганном Якобом Меттенлейтером (Johann Jacob Mettenleiter, 9 авг. 1750 – 25 фев. 1825) мы знакомы по ряду знаковых для Монрепо полотен: «Вид имения Монрепо» 1796-го года (илл. 1), плафон «Венера и Марс с амурами» 1797-го года (илл. 2). Благодаря скрупулёзности мастера созданное им пейзажное полотно стало ценным памятником, донесшим до нас облик Монрепо конца XVIII века. В 1802 году художник-монументалист приехал в Монрепо для монтажа живописного полотна, украшавшего потолок Большого зала Усадебного дома. Плафон к потолку был приклеен «рыбьим» клеем — прозрачным, крепким, но дорогим в XIX веке материалом:

«1 (13) этого месяца я уехал на два месяца в отпуск из Петербурга. Со мной была твоя мать, некий маркиз де Мезмон, … , а также наш старина Меттенлейтер, поехавший со мной, чтобы присущим ему способом наклеить плафонную картину в большой зале.» — писал Людвиг Николаи сыну Паулю из имения Монрепо 26-го (или 20-го?) июля 1802-го года.

Плафон Монрепо был утрачен в 1966 году, когда усадебный дом приспосабливался для детского сада. Чтобы устранить провисание полотна, вызвали специалиста-реставратора из Эрмитажа, соорудили строительную конструкцию, но работа закончилась печально. Об этом в интервью рассказала реставратор Ирэн Александровна Хаустова.

Сегодня нам хочется рассмотреть внимательно другую картину Меттенлейтера, которая украшала Столовую Усадебного дома. На фотографии начала ХХ века мы можем видеть её (илл. 3) справа от полотна, где изображён пейзаж Монрепо конца XVIII века с восточной части. Сейчас картина хранится в Национальном музее Финляндии в Хельсинки. В 1788 году Якоб Меттенлейтер получил звание академика за картины «Деревенский обед» и «Крестьяне и торговец пирогами». Подобные жанровые композиции пользовались большим спросом, до переезда в Россию И. Я. Меттенлейтер писал главным образом их. При российском великокняжеском дворе (1786-1825) художник освоил новые жанры живописи – пейзаж — и даже виды художественного творчества – росписи на ткани, — появились новые жанры, усовершенствовалась художественная манера. Значительное место в России заняла монументальная живопись, к которой он ранее, вероятно, не обращался. Портрет же оставался одним из основных жанров живописи И. Я. Меттенлейтера на протяжении всей его жизни. Портрет помог юному художнику, который с двенадцати лет красил столы и скамьи под руководством мастера И. Г. Цинка в Швабии, заработать денег на учёбу. Особенно ценны и интересны для исследователей портреты людей в возрасте: если рассмотреть портрет под лупой, можно увидеть складочки кожи и волоски — тщательнейшая проработка деталей. Такой мелкой проработке деталей способствует гладкая и долговечная медная поверхность.

Медь – интересный материал для станковой масляной живописи. Как основу для картин маслом в XVI веке медь начали использовать итальянские художники. Но распространилось использование медных пластин после 1560-го года среди северных художников. Спрос частных коллекций возрос: медь придавала картине яркость, материал был удобен для работы, а стоимость картин получалась невысокой. Металлическая основа, в сравнении с деревом и холстом, практически не подвержена деформации под воздействием влажности. Но металл подвержен коррозии, нарушается связь грунта и живописи, идёт расслоение, живопись осыпается. Кроме того, металл сильнее грунта живописи подвержен температуре, что неминуемо ведёт к образованию кракелюр. Кроме того, металлическая основа делает невозможным рентгенографическое исследование для выявления других картин на подложке и реставрационной истории.

Но давайте посмотрим на старика. (Илл. 4) Перед нами поясной портрет, старик ест суп. Он сидит, опершись на левый локоть, в правой руке он держит ложку, подносит её к беззубому рту. Мужчина очень стар, лицо испещрено морщинами, красноватое, нос крупный, глаза усталые. Меттенлейтер очень внимательно передаёт облик пожилого человека. На нём коричневая куртка с заплатками, под ней – светлая длинная рубаха с тонким поясом, серым воротником, брюки. На столе – ножи, солонка, светлый кругляк хлеба с трещиной. За спиной – настенная полка с тарелками, на второй стене – полка с кувшином. На торце столешницы справа есть подпись художника: Jacob Mettenleiter. На обороте картины – пластина (Илл. 5): J: Mettenleiter, Pin: Augsburg. 1780. (Писал Я. Меттенлейтер, Аугсбург, 1780). На картине много мелких локальных правок, кракелюр, есть утраты красочного слоя.

Портрет «в манере» Бальтазара Деннера, где важно лицо, одежда и детали. Эти изображения пользовались особенной популярностью, Меттенлейтер писал и продавал их во время своих путешествий. Талант портретиста приходил художнику на помощь в сложных жизненных обстоятельствах, он писал портреты своих тюремщиков, капитана корабля во время путешествия, африканского губернатора с супругой. Уже в 1782 году о полной приключений жизни известного аугсбургского живописца немецкий исследователь И. Г. Мойзель написал статью.

Можно предположить, что картина «Старик ест суп» была куплена у Джузеппе Антонио Мартинелли:

«Ежедневно он (Мартинелли) вспоминает о тебе. Он стал немного болтливым и странным, что я безропотно переношу, ведь у него золотое сердце. Я купил у него массу картин, которые будут развешены во всех комнатах по стороне сада.» (Л. Г. Николаи сыну Паулю. 1801.X.27. Монрепо.)

Именно портрет, особенно портреты стариков и старух в манере Деннера принесли молодому живописцу известность. Мастер точно прописывал лица и хорошо передавал особенности фактуры материалов. Немецкий исследователь И. Г. Мойзель так писал об отношении Якоба Меттенлейтера к изображению деталей: «Если он писал лохмотья, […] то каждая пришитая заплата, по своему материалу и по своей изношенности, выглядела как натуральная […] изображение одной отдельной пуговицы порой являлось большей работой, чем написание целой картины.»

Материал подготовила Светлана Подзорова

Литература:
1. Бахарева Н. Ю. Творческое наследие И. Я Меттенлейтера в российских собраниях. // www.gramota.net/materials/3/2016/10/10.html
2. Бахарева Н. Ю. Иоганн Якоб Меттенлейтер: реконструкция творческой биографии художника. // https://cyberleninka.ru/article/n/iogann-yakob-metten..
3. А. А. Марченко. Живопись на металле. Проблемы исследования и реставрации (на примере памятников из коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника). // https://culture.wikireading.ru/75479
4. https://monreposmuseum.ru/monrepo-v-hh-hhi-veke/v-dal..

Перейти к содержимому