Всё удаётся, все фигуры! Ах, эта музыка и лёд!
И как легко её ведёт её товарищ белокурый…
Цветаева М.И.
«Зима. Что делать нам?..». О зимних забавах в России писала в книге «One year at the Russian Court» («Один год при русском Дворе») Рене Элтон Мод, правнучка Пауля Николаи и Александрины Симплиции де Брольи. Зиму 1904-1905 гг. она провела в Петербурге. Вот что писала мадам Мод о российских катках: «Катки в России абсолютно безопасны. Лёд очень толстый, но, несмотря на это, еще до того, как на водоемах встанет лед, русские погружают в воду большие плоские лодки, ставят их плотно бок о бок ниже уровня воды. Так что, даже если лед треснет, нет опасности сгинуть под льдинами в ледяной воде. Нет ничего забавнее, чем, стоя на коньках, позволить ветру гонять себя по льду с головокружительной скоростью! На дрожащих ногах я дебютировала на катке, катаясь попеременно то на «бельгийках», то на «голландках», используя маленькие деревянные сиденья – очень тяжелые, слишком тяжелые, чтобы их можно было опрокинуть. Они оказали неоценимую помощь мне как новичку в катании на коньках».
Кататься на коньках в конце XIX – начале ХХ века было модно и престижно. Любопытно было и наблюдать за катающимися. Петербургский писатель Николай Лейкин писал: «На Фонтанке, на ледяном катке, гремит оркестр военной музыки… Катающихся довольно много, но еще больше смотрящих на катающихся. Глазеющая публика главным образом собралась на набережной, у решетки, и делает свои замечания по поводу конькобежцев. Публика самая разношерстная. Тут и романовский тулуп с новыми валенками под мышкой, очевидно, только купленными в рынке, тут и лисья шуба торгового человека, тут и денщик в военной фуражке, два-три солдата, старуха салопница, шинель с чиновничьим лицом в цилиндре и в очках, маменька купчиха с пухленькой дочкой, нянька с ребятами… Все это судит, рядит, делает свои замечания».
Как одевались любительницы катков и коньков? В одном из модных журналов конца XIX века читаем: «Скользить по льду считается для добропорядочной девушки занятием подходящим: оно прививает элегантность, тонкость и в то же время способствует оздоровлению барышни. Но кататься девушкам и женщинам рекомендуют не больше часа. К тому же… кататься стоит не быстро, самое главное – грациозно».
Великолепную картину представляли собой костюмы дам и кавалеров на катках. Господа в элегантных бархатных венгерках, а дамы… Вы только посмотрите! «Бархат, отороченный мехом, шапка-тюрбан из того же материала, перчатки и сапоги, также отороченные мехом, в сочетании создают самый элегантный костюм для катания на коньках, какой только можно себе представить». (Джон Рут «Приличия» 1878 г.)
Модные журналы рекомендовали своим читательницам такой ансамбль: «Зеленое платье с боковыми вставками из зеленого плюша оторочено по бокам черным каракулем. Лиф и зеленая фетровая шляпа также оторочены черным каракулем. Юбка из темно-синего сукна. Лиф из синего и темно-красного сукна с кокеткой, манжетами и поясом из темно-синего вельвета. Муфта сочетается с лифом. Большая шляпа из темно-синего вельвета, отороченная перьями».
Меховая отделка оставалась популярной до десятых годов ХХ столетия. Дамам, которые не очень уверенно держатся на льду, модные журналы не рекомендовали костюм, украшенный белым мехом: «Белые меха следует носить только опытным фигуристам, поскольку новички легко пачкают их при падении». Логично!
Весьма желательным дамским аксессуаром на катке была «ваточная» нижняя юбка: простеганный на вате подъюбник или юбка из ткани с начесом («пуховая» материя).
Санкт-Петербургский модный журнал так описывал наряд для катания на коньках: «Платье, состоящее из тюника (верхняя часть двойной юбки), юбки и лифа сделано из темно-зеленой вигони (vigogne). Под платье надеваются фланелевые, байковые или даже ватные юбки и теплые панталоны. Высокие ботинки на фланелевой подкладке…». В общем, как писали в одном из дамских журналов: «Редко девушка выглядит так очаровательно и представляет столь завораживающую картину, как на льду».
Популярный петербургский журнал «Нива» в 1903 году писал: «Изо всех видов спорта катанье на коньках является самым здоровым, изящным и общедоступным спортом». Однако некоторые дамы исхитрялись даже на катке вести сидячий образ жизни, так как усаживались в финские сани – эдакие кресла на полозьях, которые катили кавалеры.
Среди зимних забав на катках была игра, которая называлась «клюшки с мячом». Игра напоминала хоккей, только без ворот. Мяч перебрасывали через высокий барьер. Еще одна увлекательная игра на льду – прыжки на коньках в длину через две метлы, уложенные на расстоянии друг от друга.
Наконец, на катках стали устраивать соревнования конькобежцев. Наиболее безопасным признан был каток на Марсовом поле. Именно там в 1903 году были проведены международные конькобежные состязания, в которых участвовали конькобежцы из Берлина, Вены, Христиании, Давоса и Выборга. «Петербургский листок» от 9 февраля 1903 года извещал читателей: «Общество любителей бега на коньках организовало
любопытные международные состязания на Марсовом поле в память 200-летия Петербурга. Наступившая оттепель испортила лед, и потому чемпионы конькобежного спорта, состязавшиеся «на первенство мира», не могли выказать такой быстроты бега, какая достигнута всемирным рекордом. Победителем в беге на 5000 метров оказался русский конькобежец г. Киселев, затмивший всех своих соперников. В состязании на 500 метров первое место по скорости занял финляндец Ф. Ватэн». А первый олимпийский чемпион в истории России, фигурист Николай Панин-Коломенкин занял второе место.
Первое в России общество конькобежцев-скороходов называлось очень весело – «Общество ржавого конька». В программе первых соревнований Общества, которые проходили в Юсуповском саду, были такие: «Бег скорости от эстрады вокруг острова»; «Бег на скорость со стульями, служащими для обучения новичков»; «Парный бег» – парная гонка, в которой кавалер и дама шли так называемым голландским шагом.
Зимний материал подготовила для вас
научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо» Наталья Лисица.