Шепот за шелковой ширмой –
Тихо крадется зима.
Из китайской поэзии.
Финляндский искусствовед и основатель Городского музея Хельсинки Карл Конрад Мейнандер в своем исследовании «Усадьбы Финляндии» (1929 год) подробно описал интерьер Большого зала усадебного дома Монрепо: «Потолок украшает большой живописный плафон с изображением Марса и Венеры с амурами. Гостиная имеет теперь ярко выраженный характер общей семейной комнаты с двумя роялями, бильярдом, большой китайской ширмой, черной с золотом…».
В Китае ширму называют «пэнфэн» или «фуи» — «подвижная стена». У французов и итальянцев это «paravent» и «paravento», то есть «укрывающий от ветра», или – «экран». В русский язык слово «ширма» пришло в XVIII веке. Это слово — заимствование из немецкого языка, в котором Schirm – это щит, заслон, козырек, абажур, зонтик.
Родина ширмы – Китай. Из чего только не делали ширмы! Из стекла и слюды, кожи и ткани, бумаги и дерева. Украшали ширмы драгоценными камнями, перламутром, металлом. Расписывали створки ширмы пейзажами, бытовыми сюжетами и изречениями мудрецов.
Из Китая ширму вместе с фарфором, шелком, чаем привезли в Европу. В XVI веке — в Англию. В описи имущества английских королей есть упоминание о том, что в покоях Генриха VIII были ширмы из фиолетового шелка в серебряных рамах.
А далее, конечно, Франция. Китайский император отправил в качестве презента королю Людовику IV 30 ширм и бумажных экранов, которые хранятся в Версале. Король оценил подарок, полюбил этот интригующий предмет интерьера. Вслед за «Королем-Солнце» полюбили ширму и его подданные.
В России ширмы появились при Петре I. Возможно, первую ширму купил для русского царя шведский инженер Лоренц Ланг. Российский востоковед и этнограф Николай Васильевич Кюнер писал: «Петр Великий обнаруживал особый интерес к китайским товарам и, желая ближе познакомиться с лучшими образцами китайских изделий, поручил в 1715 г. шведу Лоренцу Лангу отправиться частным образом в Китай для приобретения некоторых китайских предметов украшения, в особенности печи из фарфора для строившегося тогда Петергофского дворца. Ланг был в 1716 г. в Пекине и купил там много ценных вещей; ими Петр I остался настолько доволен, что, убедившись в деловых талантах своего посланца, назначил его в качестве русского официального торгового агента в Пекине…».
Поначалу ширмы украшали императорские дворцы и особняки знатных вельмож, например, ширмы любил светлейший князь Потемкин. А потом ширма прописалась и в интерьерах дворянских особняков и усадеб. С помощью ширмы можно было легко поменять планировку комнаты. За ширмой можно было уединиться, что-нибудь спрятать или самому спрятаться от любопытных домочадцев. С наступлением вечерних сумерек за ширмой можно было поставить зажженные свечи, тогда рисунок оживал, и гостиная наполнялась причудливыми тенями.
Благодаря Сигне Брандер – первой в Финляндии женщине, которая профессионально стала заниматься фотографией, мы имеем представление об интерьерах усадебного дома Монрепо. В деталях можем рассмотреть Большой зал, полюбоваться изящной ширмой, расписанной китайскими пагодами, мостиками, экзотическими восточными растениями.
Большая часть товаров из Китая в XVII — ХVIII веке доставлялась через морские торговые порты Индии, в частности через Коромандельские порты (на самом деле берег Восточной Индии именуется Коломандаль, но европейцы немножко изменили название). Поэтому в Европе китайские ширмы стали называть коромандельскими. Коромандельские ширмы отличаются большим количеством створок (от 6 до 12, но обязательно чётное число), резным декором. А еще огромным количеством лака, нанесенного на готовое изделие. Иногда лак наносился в 200 слоев! В отделке ширм обязательно присутствует перламутр. А сюжеты – традиционные: экзотические цветы, птицы, драконы.
Коромандельские ширмы очаровали мадемуазель Габриэль Шанель. «Я влюблена в китайские ширмы с 18 лет… Я чуть не упала в обморок от восторга, когда впервые увидела их в китайском магазине… И первое, что я купила, были эти самые ширмы…». Первые коромандельские ширмы появились у Коко в 1910 году и сопровождали ее всю жизнь. Говорят, что в коллекции мадемуазель Шанель было 32 китайские ширмы!
Гениальный режиссер и сценарист Франко Дзефирелли в своей «Автобиографии» вспоминал: «… я впервые в жизни увидел знаменитые коромандельские ширмы, вошедшие в моду благодаря Шанель: расписанные золотом и серебром черные лаковые ширмы эпохи Людовика XIV».
Интерьер дворянской усадьбы XIX – XX веков было не представить без ломберного столика, оттоманок, кресел-дюшес, диванчиков «тет-а-тет», туалетных столиков – «пудрёз» и китайских ширм. Ширма – это всегда загадка, тайна, перегородка, за которую так и тянет заглянуть…
А напоследок, по традиции, немного поэзии.
Ширму выставляют напоказ,
И её, конечно, это радует.
Не случайно ширма всякий раз
От восторга просто на пол падает.
Выставляют ширму напоказ,
Но напрасно так она встревожена:
Ведь она здесь — для отвода глаз
От того, что видеть не положено. Феликс Кривин
Материал подготовила научный сотрудник
музея-заповедника «Парк Монрепо» Наталья Лисица
Интернет-ресурсы:
1. http://drevlit.ru/docs/kitay/XVIII/1700-1720/Lang_Lorenz/text1.php
2. https://www.lofficielrussia.ru/jewelery/chanel-high-jewelry-july-2018
3. https://interior.ru-best.com/interer-dlya-doma/istoriya-shirmy-bolee-bud…
Иллюстрации:
1. Брандер Сигне. Большой зал усадебного дома в Монрепо. Фото 1912 года. Музейное ведомство Финляндии.
2. Коко Шанель на фоне коромандельской ширмы. Фото
3. София фон дер Пален играет на рояле в Большом зале. Фото 1930-х годов. Музейное ведомство Финляндии.
4. Ухтомский К.А. Спальня Петра I во дворце Монплезир. 1846 год.
5. Ширма. Банный корпус во дворце Монплезир. Фото с выставки 2017 года