Купить
билеты

«Как повяжешь галстук…», или История модного аксессуара

…Вся жизнь мрачна, неинтересна, старомодна.
Если нет изящного галстука
Из муслина, который хорошо подкрахмален,
Это последний крик моды…

 

Неизвестный автор.

    На рубеже XVIII — XIX   веков возникло такое явление как дендизм. В словаре иностранных слов «Денди (dandy) – изящный светский человек. Дендизм – изысканность в одежде, манерах и обращении». Основоположником дендизма можно считать  англичанина Джорджа Браммела, которого называли или «премьер-министром элегантности»,  или «самодержцем великой империи моды и галстуков». Свой безупречный костюм (даже домашний) он всегда дополнял  безукоризненно повязанным накрахмаленным шейным платком. Современники говорили, что каждая складка его шейного платка была произведением искусства.


    Для денди важны были не столько идеально сидящие фрак и панталоны, сколько деталь, пустячок, то, что французы называют  «bagatelle» — вещица. А потому  запонки для манжет, пуговицы жилета, пряжки на туфлях, булавка для галстука, узел шейного платка – это своего рода знак для тех, кто «в теме».


    Итак, шейный платок. Конечно, его придумал и ввел в моду не Бо  Браммел (Бо — прозвище мистера Браммела: в переводе с французского Beau  — «красавчик»). Его благополучно носили и древние египтяне, и древние китайские войны, и римские легионеры, которые называли этот атрибут одежды «фокале» — «fascalia».

    Модным шейный платок сделал «король-солнце»  Людовик XIV. По легенде, когда закончилась Тридцатилетняя война, в Париж съехались страны-победители. В параде участвовали  наемники хорватского полка, солдаты которого повязывали на шею яркий платок, чтобы в сражении отличать своих от врагов.  Король увидел этот аксессуар и обратился к военному министру маркизу  Франсуа-Мишелю Лувуа: «Что это за странные платки повязаны на шеях у этих всадников? Они мне понравились. Позаботься, чтобы завтра же у меня была дюжина таких же платков».  Королю на тот момент было всего 10 лет, но он уже был модником!

    В 1692 году, во время войны Франции и Англии,  у бельгийской деревушки Стейнкерк англичане на рассвете внезапно атаковали французов. Но французы даже в бою не мыслили себя без платка не шее. Однако, времени тщательно завязать платок не было: англичане-то  атакуют! Поэтому французы просто намотали платок на шею в несколько рядов, небрежно завязали узлом, а концы платка продели в петли мундира. Сражение завершилось победой французов, а  мода обогатилась  новым способом ношения шейного платка – «стейнкерк». Об этом событии писал Вольтер в работе «Век Людовика XIV»: «Мужчины в то время носили кружевные галстуки, на завязывание которых уходило довольно много времени и усилий. Принцы в спешке, когда одевались к бою, повязали галстуки небрежно вокруг шеи: женщины теперь носят украшение по этому образцу, называемое Steenkerke или Steinkerques». 

    Одним из лозунгов Великой французской революции был такой: «Новому времени —  новые галстуки!». Революционеры прикрывали шею муслиновым платком, завязанным несколькими сложными узлами. Эти платки даже назвали  «incroyable» — «невероятный», потому что правильно намотать их на шею и завязать хитроумный узел – это настоящее искусство. Не все справлялись!

    «Парижская газета» в 1802 году писала: «Жабо становится существенной частью мужского костюма, оно закладывается круглыми складками».  В XVIII веке  и до 40-х годов  XIX века в моде было жабо, декоративный платок из муслина или кружев, который собирается пышными складками и лежит на груди, прикрывая застежку на рубашке. Посмотрите внимательно на известный портрет барона Людвига Генриха Николаи работы художника Иоганна Баптиста Лампи старшего. Этот портрет некогда находился в кабинете усадебного дома в Монрепо вместе с портретом супруги Иоганны Маргаретты, с портретами Пауля и Александрины Симплиции. Барон Николаи изображен в красной мантии, а высокий, плотно охвативший шею воротник  украшен белоснежным  жабо.  В переводе с французского jabot – «птичий зоб». Впервые в мужском гардеробе жабо появилось в XVII веке, оно дополняло рубашку, пышными складками, густой волной ниспадало порой до уровня талии. Часто жабо дополнялось брошью. На протяжении времени жабо менялось от простой кружевной полоски до пышной кружевной волны или оборок в мелкую складку. Но какого бы вида ни было жабо, оно всегда подчеркивало галантность,  благородство и возвышенный нрав.

    В книге Джоан Нанн «История костюма 1200-2000» читаем о том, как повязывали шейные платки в  первой половине XIX века: «1800-1850…Галстуком из батиста, муслина или шелка, сложенным до требуемой ширины, обматывали шею поверх ворота рубашки и завязывали спереди на бант или узел». Именно так повязан шейный платок Николаса Николаи, внука барона Людвига Генриха Николаи. На портрете Николас изображен в черном сюртуке, белой рубашке и белом же жилете с шалевым воротником (шалевые воротники вошли в моду в 1822 году, сначала стали украшать фрак, а потом и жилет).   Черный галстук с короткими концами повязан дважды вокруг шеи, завязан мягким узлом. Моду на такой свободно завязанный, не стягивающий шею платок ввел лорд Байрон.

    Наконец, обратим внимание на фотографию Пауля Эрнста Георга Николаи, «последнего барона». На нем галстук самого известного фасона — «бабочка». Впервые шейный платок в виде банта — «бабочки» с четырьмя крылышками завязала фаворитка короля Людовика XIV,  Луиза де Лавальер. Такой узел  и получил название «лавальер».
Популярным фасон «бабочка» стал с 1904 года. После премьеры оперы Джакомо Пуччини «Чио-чио-сан» или «Мадам Баттерфляй». Костюмеры миланского театра «Ла Скала» нарядили в изящные «бабочки» музыкантов оркестра, которые участвовали в постановке оперы. Аксессуар произвел фурор! С тех пор галстук получили название – «бабочка», ведь в переводе с английского butterfly – «бабочка». 


    Судите сами, можно ли назвать баронов Николаи денди. Нет, они не щеголи и не франты. Но одевались со вкусом, элегантно и, как любил говорить Людвиг Генрих Николаи, «благовидно».
И напоследок цитата от любителя галстуков и шейных платков – Оскара Уайльда: «Во фраке и белом галстуке каждый, даже маклер, может сойти за культурного человека». 

Знаете ли вы, что:

1.  В США неформально отмечают День галстука-бабочки, 28 августа. 

2.  Главные поклонники «бабочки» — Уинстон Черчилль, Марлен Дитрих. Агент 007 тоже предпочитал этот аксессуар. 

3. Коллекционирование галстуков (есть и такие коллекции!) имеет научное название – грабатология.  Чемпион среди грабатологистов — англичанин Том Холмс, который  собрал за 80 лет коллекцию галстуков – 10625 штук. С днем рождения мистера Холмса поздравляет сам британский премьер-министр. И дарит имениннику, конечно, галстук.

4.  18 октября отмечается Международный день галстука (International Necktie day).

5.  Сейчас при необходимости можно купить и пуленепробиваемый галстук, способный  защитить от пули калибра 9 мм.


Материал подготовила Наталья Лисица, 
научный сотрудник  музея-заповедника «Парк Монрепо»


Интернет-ресурсы:
1.  https://lebedinajpesnja1.blogspot.com/2012/05/19_31.html
2.  https://whynotportal.ru/muzhskoj-shejnyj-platok-istoriya-etoj-detali-kos…
3.  https://www.livemaster.ru/topic/2599183-zhabo-volnistoe-ocharovanie-iz-x…
4.  http://oldsite.lowry.ru/15/3/82/

Иллюстрации:
1.  Лампи И.Б. Портрет Людвига Генриха Николаи. 1794 г. Холст, масло.
2.  Адольф Г. Портрет Николая Павловича Николаи. 1852 г. Холст, масло.
3. Барон Пауль Эрнст Георг Николаи. Фотография конца XIX  века. Из собрания ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
 

Перейти к содержимому