Купить
билеты

Фероньерка, зеленый спенсер, или Как одевали детей в семье Николаи

Надену маленький берет,
Роскошный шарф и выйду в свет.
Е.Гущина «Модница»


Младшая дочь Пауля Николаи, Симплиция, рассказывала воспитанницам Общины Святого Семейства в Нормандии: «По окончании траура по королю Дании, во время которого я проходила с фероньеркой из черного крепа на голове, я была представлена двору по случаю коронации нового правителя, Кристиана VIII. Выбором наряда занимался отец, и это было совсем не то, чего хотелось бы мне самой. Посудите сами: белое дамастовое платье, шелковая накидка-шлейф тона «персиковый цвет» и белое перо марабу в волосах. А мне ведь было всего 15 лет!»

Фероньерка — украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем или жемчужиной, надеваемое на голову и спускающееся на лоб.

После смерти супруги Александрины в 1824 году Паулю Николаи пришлось заниматься и туалетами дочерей. Они не всегда были довольны выбором отца, иногда даже принимались роптать, но так, чтобы их тихое возмущение не достигло ушей отца.

Однажды леди Герберт, подруга семьи, прислала в Копенгаген отрез превосходного ирландского поплина густо-красного, пунцового цвета. По решению Пауля всем дочерям сшили из него платья, этим же пунцовым поплином отделали с изнанки капоты из белого атласа. В довершение всего тогда же девочкам сшили спенсеры ярко-зеленого цвета. Дети стали походить на стайку ярких попугайчиков!

  Спенсер — короткий жакет приталенного или прямого силуэта.Названием своим обязан лорду Джорджу Спенсеру.

Однажды лорд Спенсер стоял спиной к горящему камину, фалды его фрака загорелись. Тогда он оторвал обгоревшие фалды фрака – в результате в моду надолго вошел укороченный пиджак, который стал сначала элементом униформы британских военных, а затем утвердилсяи в женском гардеробе.

Сложно упрекнуть барона Пауля Николаи, он был внимателен и заботлив по отношению к детям. Что делать, если в XVIII в. детской одежды как таковой не было. На детей смотрели как на маленьких взрослых. Поэтому для детей шили одежду по взрослой моде, но меньшего размера. Малышки, затянутые в корсеты на китовом усе, с трудом передвигающиеся в тяжелых бархатных робронах, малыши в мундирах, камзолах и напудренных париках – они смотрят на нас с портретов, вызывая одновременно восхищение и сочувствие. Девочки, как и взрослые дамы, носили корсеты. А их цены, например, в торговом доме «Мерсио» (первоклассный магазин детских товаров, поставщик Двора) на Невском, 27 колебались от одного рубля до четырех рублей с полтиной. С детскими корсетами вели активную борьбу доктора, считая, что шнурование приводит к развитию золотухи и чахотки.

В начале XIX века в девичью моду вошли простые муслиновые или батистовые платья с завышенной талией, которые стягивались под грудью лентой или поясом. Датский художник Кристиан Альбрехт Йенсен написал портреты дочерей барона Пауля Николаи в модных платьицах. Портреты эти висели в кабинете Пауля. Ныне они находятся в Музейном ведомстве Финляндии.

Долгое время одежда мальчиков и девочек была практически одинаковая. Князь Феликс Юсупов вспоминал: «Нося меня, матушка ожидала дочь, и детское приданое сшили розовое. Мною матушка была разочарована и, чтобы утешиться, до пяти лет одевала меня девочкой. Я не огорчался, а даже, напротив, гордился». Действительно, мальчиков часто одевали в платьица, а не в панталончики и рубашки. В платьях мальчики ходили лет до 4-6. «Костюм из тёмно-синей саржи. Юбочка – плиссе. Блуза прямая», — так описывался наряд для мальчика 3 лет в журнале мод. Кстати, детской моде в XIX веке посвящены были французский журнал «Le Enfant» и немецкий«Kindergarderobe».

На портретах КристианатЙенсена мальчики – сыновья барона Николаи – в длинных, похожих на девичьи платья рубашках с завышенной талией, стянутых под грудью широким поясом.Мальчиковые платья отличались более темной и прочной тканью.

В середине XIX века в детскую моду ворвался костюм – матроска! В 1846 году английская королева Виктория одела своего четырехлетнего сына, принца Уэльсского Альберта Эдуарда, в маленький матросский костюмчик, чтобы подчеркнуть связь британской монархии с военно-морским флотом.  Будущий король Эдуард VII в этом костюмчике вместе с матерью катался на яхте. Королевские семьи часто были законодателями мод, поэтому матроска принца Эдуарда быстро стала популярна.

Князь Феликс Юсупов вспоминал: «Из самых ранних детских воспоминаний – поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами, в руке – тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная».

Костюм-матроска был популярен и в имении Монрепо. Взгляните на фотографию маленького Пауля (Павла Николаевича) Николаи: широкие брюки-клеш, блуза с квадратным воротником, похожим на матросский гюйс, берет.
Часто под воротничком завязывали галстук или бант. Как на фотографии 1901 года, сделанной в усадьбе Монрепо.Семья Николаи-Пален на крыльце усадебного дома. На нижней ступеньке сидят дети Константина Константиновича фон дер Палена и Софьи Николаевны (урожденной Николаи), в центре маленький Николас (Николай Константинович) в костюмчике-матроске.

Костюм-матроска имел множество вариантов: брюки-клеш или короткие, до колен, бриджи с застежкой на манжете;  блуза без застежки или с пуговицами в два ряда. Воротник мог быть V-образным или трапециевидным. У девочек блуза комбинировалась с плиссированной юбкой, которая часто отделывалась кружевом или английским шитьем.  Были и матросские платья, отрезные по талии или с заниженной талией. С поясом и без него, с галстуком или бантом. К костюму надевали или соломенную шляпу (chapeaudepaille) с широкими полями, или берет с помпоном, или бескозырку с лентами. Но во всех вариантах присутствовало главное – «матросская тема»: сочетание синего и белого цвета, отделка полосками и якорями.
У Цветаевой есть стихотворение «Мама в саду», в котором Марина Ивановна упоминает модный детский костюмчик – матроску:

Мама стала на колени
Перед ним в траве.
Солнце пляшет на прическе,
На голубенькой матроске,
На кудрявой голове.


Материал подготовила библиотекарь музея-заповедника
«Парк Монрепо» Лисица Наталья


При подготовке статьи использовались материалы:
1.    «La Reverende Mere Niciolay et les origins de la Congregasion de la Sainte-Famille de la Delivrande». Из архива музея-заповедника «Парк Монрепо».
2.    А. Васильев «Судьбы моды»//https://culture.wikireading.ru/45375.
3.    https://culture.wikireading.ru/45375
Иллюстрации:
1.    Франц Винтерхальтер «Альберт Эдуард принц Уэльсский». Портрет, 1846.
2.    Фотография Павла Николаевича фон Николаи в детстве.
3.    Фотография семьи Николаи-Паленов на крыльце усадебного дома в Монрепо. 1901 год.
4.    Йенсен К.А. «Портрет Марии Луизы Николаи». 1825.Музейное ведомство Финляндии.
5.    Йенсен К.А. «Портрет Людвига Эрнста Николаи». 1825. Музейное ведомство Финляндии.

Перейти к содержимому