Он на бильярде в два шара
Играет с самого утра.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Александр Семенович Шишков, писатель, литературовед, мемуарист, а также участник Отечественной войны 1812 года, адмирал российского флота и министр народного просвещения в 1824-1828 годах, предлагал назвать эту игру простым русским словом «шарокат», а игроков «шарокатами». Но Пушкин посмеялся над этим лингвистическим предложением, в конце концов, игра сохранила прежнее название – бильярд. Хотя слово «шарокат» довольно точно отражает суть игры.
Игры с шарами и вспомогательными инструментами – клюшками, молотками и битами – занятие очень древнее и популярное у многих народов. Родиной бильярда называют кто Индию, кто – Китай, а кто – Египет. Во всяком случае, именно в Египте на наскальных фресках 15 века до нашей эры (!) изображен фараон Тутмос Третий, играющий в игру, очень похожую на современный бильярд.
В Европу бильярд попал после крестовых походов рыцарей в Святую Землю в X – XI веках. А так как крестоносцы в основном были французы, то именно во Франции эта игра стала весьма модной и вошла в жизнь французского светского общества. Король Людовик ХI по прозвищу «Король-Паук» обустроил при дворе бильярдный зал, стол специально для короля изготовил мастер Анри де Винем. Известно, что король Карл IX даже кровавой Варфоломеевской ночью 24 августа 1572 года играл на бильярде, «положил шары и кий и схватился за аркебуз, из которого стал стрелять по бежавшим гугенотам».
В России бильярд, согласно общепринятой версии, появился после того, как в 1698 году бомбардир Петр Михайлов, он же государь Петр I, посетил ряд европейских стран. Он обучался корабельному мастерству в Голландии и привез в Россию подарок от короля Нидерландов – бильярдный стол. Петр Алексеевич установил заморскую диковинку в приемной, чтобы вельможи и иностранные посланники не лодырничали в ожидании аудиенции, «не занимались пустобрёхством, а проводили время с пользой». Бильярдный стол скоро стал местом жарких баталий между придворными, которые и сами стали обзаводиться столами для игры в бильярд.
Игра в бильярд была включена в программу обучения разным наукам юного императора Петра II. Верховный Тайный совет решил, что эта игра развивает грацию.
Вскоре бильярд покорил Россию, столы устанавливали везде: в императорских дворцах и аристократических особняках, в гостиницах, армейских казармах и астериях (трактирах). Именно в трактире в Кёнигсберге, после Цорндорфской битвы, знатный бильярдист подпоручик Григорий Орлов проиграл партию в бильярд Иоахиму Гроту, секретарю генерал-губернатора Николая Андреевича Корфа. Пройдет немного времени, и Иоахим Грот станет пастором собора Святой Екатерины на Васильевском острове, где 5 мая 1776 года обвенчает Людвига Генриха Николаи и Иоганну Маргаретту Поггенполь. А год спустя пастор Грот крестил в соборе сына Людвига и Иоганны – Пауля.
В бильярд любили играть и русские императрицы. Так, писатель Михаил Пыляев в книге «Старый Петербург» пишет, что в овальной комнате Эрмитажа стоял бильярдный стол, и «Государыня (Екатерина II) очень любила играть на бильярде. И перед тем, чтоб начать играть, всегда спрашивала партнера, удобно ли ему играть этим кием или не нужно ли опустить шторы, когда замечала, что солнце неприятно светит ему в глаза».
Екатерина Великая не жаловала игры азартные, а вот бильярд всячески популяризировала. Она, например, организовывала турниры по бильярду между своими придворными. Фаворит Екатерины, Григорий Орлов, был выдающимся игроком в бильярд, он же учил и цесаревича Павла Петровича тонкостям бильярдной игры.
Воспитатель и учитель наследника Степан Порошин в своих «Записках» нередко писал об увлечении бильярдом при дворе: «Ввечеру изволил ходить к Государыне. Ея Величество изволила играть в билiард с графом Алексеем Григорьевичем Орловым. Государь Цесаревич стоял тут; картошной игры сегодня не было».
Из другой дневниковой записи Порошина: «По утру Его Высочество учился, обучась, в билiард играл». Обустраивая дворец в Павловске, Павел Петрович настаивал на танцевальном зале и бильярдной. Проект бильярдной разработал Чарльз Камерон.
В имении баронов Николаи не было специальной бильярдной комнаты. Но искусствовед и основатель Городского музея Хельсинки Карл Мейнандр в своем исследовании «Усадьбы Финляндии» (1929 год) так описал интерьер Большого зала усадебного дома: « Гостиная имеет теперь ярко выраженный характер общей семейной комнаты с двумя роялями, бильярдом, большой китайской ширмой, черной с золотом…». Сохранилась и фотография, на которой Александр Мейендорф и Николас фон дер Пален коротают время за игрой в бильярд. Фотография сделана около 1930-го года Хелен Пален Вулли. На фотографии стол безлузный, поэтому можно предположить, что в Монрепо предпочитали французский ввариант бильярда – карамболь.
Бильярд появился в семье Николаи еще в Петербурге, до покупки Людвигом Генрихом имения Монрепо. В письме сыну Паулю от 11 октября 1788 года Людвиг Генрих пишет: «Если бы я знал, что ты приедешь, я распорядился бы поставить в одной из комнат большой красный бильярд, чтобы ты мог развлекаться во время дождя». Почему бильярд – «красный»? Возможно, что стол был изготовлен из дорогого «красного» дерева. Это древесина махагониевого, сандалового и некоторых других тропических деревьев, которые растут в Африке, Америке и Юго-Восточной Азии. Иногда красным деревом называют древесину тиса, черной ольхи и секвойи. Очень прочная, красивая древесина прекрасно полируется и издавна используется для изготовления мебели. Но, возможно, что сукно на бильярдном столе в доме барона Николаи было красного цвета. Классическое сукно на столе для игры в бильярд зеленого цвета, но обтягивали стол и сукном различных оттенков синего цвета, и красным сукном.
Был бильярдный стол и в особняке Николаи на Большой Подьяческой улице. «Та половина квартиры г-на Вута, где стоит бильярд, предназначена для него и она готова», — пишет Людвиг Генрих сыну в апреле 1800 года. Известно, что комнаты в особняке Николаи сдавал внаем. Робер Вут в течение года был квартирантом барона Николаи.
Трудно сказать, были ли виртуозными игроками в бильярд бароны Николаи. Но в XIX веке в России было много по-настоящему талантливых игроков в бильярд. В 1868 году в Россию приехал француз Рудольф Перро, «профессор бильярдной игры». На его выступления ходили, как на концерты артистов. В Москве не нашлось достойного соперника месье Перро. И вот он приехал в Петербург. В гостинице «Франция» на Большой Морской, 6 Перро показывает доведенную до совершенства игру в 3 шара – карамболь. Перро побеждает в поединках с сильнейшими столичными игроками. А потом состоялся поединок между Перро и Андреем по прозвищу «Часовщик», маркером петербургского Английского клуба. «Часовщик» разгромил француза в пух и прах, чем поверг господина Перро в уныние. А маркер того же Английского клуба по прозвищу «Левка» даже получил графский титул за виртуозную игру на бильярде.
Выдающимися бильярдистами были Михаил Ломоносов, Алексей Орлов-Чесменский, граф Иван Никитич Скобелев, дед «белого генерала» Михаила Скобелева. Ивана Никитича называли «первым кием России». Вторым признавали генерала от инфантерии Дмитрия Гавриловича Бибикова. А третьим – графа Александра Ивановича Остермана-Толстого. Удивительно, но и Скобелев, и Бибиков, и Остерман-Толстой были однорукими, что не мешало им виртуозно владеть кием.
Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов считался непревзойденным мастером бильярда, его бильярдная комната во дворце в Алупке была одной из лучших в России. Именно в этой комнате упражнялись в игре в бильярд флотоводцы Михаил Петрович Лазарев и Павел Степанович Нахимов, герой обороны Севастополя.
Интересные факты о бильярде.
1. Бильярдный стол не всегда был прямоугольной формы. Когда-то в бильярд играли на квадратных, шестиугольных, восьмиугольных и даже круглых столах.
2. Шары изначально были деревянными. Но они деформировались от влаги, трескались и быстро приходили в негодность. На смену деревянным шарам пришли шары из слоновой кости. Популярностью пользовались индийские слоны, точнее, слонихи. Из бивня взрослой слонихи можно было изготовить 4-6 шаров. На втором месте были африканские слоны, их бивни шли на производство и клавиш для фортепиано. Увлечение бильярдом привело к зверскому истреблению слонов.
3. Александр Сергеевич Пушкин пользовался бильярдным столом своего знаменитого предка – Абрама Петровича Ганнибала. Есть легенда, что этот стол был подарен Ганнибалу самим Петром Великим. Увы, в пожаре 1918 года стол погиб.
4. На картине Луи Леопольда Буальи «Игра в бильярд» 1807 г. изображена дама с кием в руках. А ведь долгое время использовать кий могли только мужчины. Женщинам разрешалось играть исключительно битой: опасались, что дамы могут порвать сукно стола. Среди страстных поклонниц бильярда, помимо Екатерины Великой, английская королева Мария Стюарт, русская императрица Анна Иоанновна после утреннего кофе любила погонять шары с дежурным арапчонком.
Императрицу Елизавету Петровну за мастерскую игру на бильярде обожали гвардейские офицеры. Русский историк Костомаров в книге «История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» пишет, что даже на престол «дщерь Петрова» взошла с помощью и при поддержке офицерского общества любителей бильярда во главе с ее лейб-медиком Лестоком.
5. Автор одного из изданий последней четверти XIX века писал о распространении бильярда в России: «Теперь бильярд можно встретить в каждом мало-мальски зажиточном и комфортабельном семейном, доме, а также повсеместно в клубах, гостиницах, ресторанах, на увеселительных дачах, и везде он бывает окружен любопытными зрителями, везде он делается предметом самого горячего соревнования, ареной, на которой нередко молодой, безбородый боец, побеждает старого игрока». В Выборге на улице Репольской (ныне – улица Вокзальная) располагалась гостиница «Суоми» с «просторной столовой, бильярдом и лифтом».
Отчего же уже много веков бильярд не выходит из моды, не теряет популярности во всем мире? Талантливый игрок в бильярд, Анатолий Иванович Леман так писал о бильярде: «Нет, кажется, ни одной игры, которая требовала бы столько физических и моральных качеств, как игра на бильярде. В самом деле, превосходный игрок должен иметь великолепное зрение, мастерский удар, красивую постановку, большую силу и выносливость, которая приобретает решающее значение при продолжительной игре — затем истинно философское хладнокровие, глубокий расчет, полную невозмутимость при отчаянной смелости и присутствии духа».
Материал подготовила научный сотрудник
музея-заповедника «Парк Монрепо» Наталья Лисица