В советское время в Усадебном доме располагался детский сад, поэтому во время многочисленных поновительных ремонтов стены закрасили масляной краской, что сильно повредило росписи.
Реставрация росписи заняла несколько лет. Этому предшествовал кропотливый процесс демонтажа сохранившихся фрагментов, после чего их перевезли в мастерскую Санкт-Петербурга.
Сейчас идет обратный процесс – возвращения живописи. Полностью смонтирован отреставрированный фриз (широкий бордюр, имитирующий круглые окна с гирляндами из листьев и цветочных венков).
Частично сохранились и подлинные фрагменты потолка, но они настолько тяжелые, что установить их обратно нет технической возможности, — говорит художник-реставратор II категории Ирина ХОМЧЕНКО, — поэтому мы передадим эти фрагменты в фонды музея-заповедника.
В настоящее время восстанавливается декоративная живопись стен.- продолжает художник, — Вы видите (см. фото) вмонтированные в стены немногие сохранившиеся фрагменты. Они установлены точно на те места, где и находились исторически.
Монтаж фрагментов очень трудоемкий: сначала на штукатурке размечается по кальке форма сохранившегося фрагмента, затем вырезается штукатурка и дранка, удаляются гвозди и наступает момент «примерки». Отреставрированные фрагменты должны встать точно вровень со стеной. Если толщина штукатурного слоя стены меньше толщины фрагментов, то мастеру приходится заглубляться в деревянную основу, выдалбливая слой дерева в несколько миллиметров. После установки исторических фрагментов наши художники по калькам выполняют разметку декоративной живописи на новом штукатурном слое.
Воссозданная живопись будет отличаться от подлинной по цвету?
Да, конечно, на тон или два. Согласно Венецианской хартии воссозданные элементы должны гармонично вписываться и вместе с тем отличаться от подлинных фрагментов. При этом роспись и расколеровка стен, отношения колеров к друг другу выполняются с ориентировкой на исторические фотографии и сохранившиеся фрагменты. Хотелось бы максимально приблизиться к истории, перенестись на два века назад. Поэтому даже фона мы сейчас раскрашиваем вручную, без валиков, чтобы сохранить эту историчную легкую вибрацию красочных слоев. Прошлое и настоящее соединяются. В этом и есть главное чудо реставрации.
Беседовала Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»