Напомним, альфрейной называется настенная живопись, которая имитирует интерьерную отделку. В Главной зале – это фриз, который имитирует круглые окна под потолком. К началу реставрации фриз был в очень печальном состоянии.
Для того, чтобы только приступить к реставрации и демонтировать живопись со стен, специалистам пришлось проделать технически очень сложную и кропотливую работу. Сначала живопись укрепляли.
«Мы буквально собирали её по кусочкам, живопись вся висела и отваливалась», — рассказывает художник-реставратор монументальной живописи Алексей САМОХВАЛОВ,- «на стенах были сильные протечки и деструкция».
Затем реставраторы расчищали бордюр от множества слоев малярных покрасок и штукатурки. И только после этого провели демонтаж фрагментов вместе со штукатурным слоем по уже имеющимся трещинам.
Демонтированные фрагменты перевезли в мастерскую Санкт-Петербургу, где специалисты восполняли утраты, тонировали, провели техническую и художественную реставрации. В том числе, перенесли живопись на новый штукатурный слой, который закреплен на влагостойкую фанеру. Как раз сейчас идет монтаж этих живописных фрагментов на деревянные стены Главной залы.
«Это была сложная работа, поскольку все этапы сопровождались большими рисками утрат. Мы справились, нам удалось провести демонтаж всех отмеченных участков и перенести их на новый штукатурный слой.
Добавляло трудностей то, что сама живопись клеевая, которая по составу: пигмент, клей и мел. Иначе говоря, состав живописи очень схож с гуашью, которая всё в себя впитывает, поэтому ее так сложно реставрировать».
Сейчас, глядя на фото смонтированных участков, можно увидеть, что некоторые фрагменты отличаются по тону, между фрагментами трещины.
«Мы не будем зашпаклевывать трещины между фрагментами, оставим их в качестве технологических прорезов, поскольку дом деревянный и будет постоянно двигаться.
Что касается цвета, то, как я уже говорил, на стенах были подтеки, потертости, деструкции и каждый участок тонировался в свой средний цвет. Представьте, что у вас рисунок гуаши, на который вы пролили кофе. Сможете ли вы восстановить цвет картины? Только если сверху полностью закрасите другой краской. Так и с клеевой живописью, которая пострадала от протечек и впитала в себя грязь. Для реставрации важнее сохранить подлинность и историчность, чем взять в руки кисть и все сделать по новой. Конечно, после монтажа художники внесут свою лепту и сделают плавные переходы между фрагментами, чтобы они визуально соединились.
Небольшая вибрация цвета сохраниться, но зато вы увидите исторически подлинную живопись Главной залы».