Несколько дней назад в парк Монрепо приехали реставраторы I категории из Архангельска Михаил Климов и Александр Туфанов, чья специализация — деревянные памятники истории и архитектуры. Трудно было удержаться, чтобы не записать с ребятами небольшое интервью.
— На каких объектах вы работали?
— Последние два года мы работали на храме Сретения Господня в Заостровье, а сейчас заканчиваем колокольню в деревне Пияла Онежского района Архангельской области.
— Ваше первое впечатление об усадебном доме Монрепо?
— Бревенчатые стены и перекрытия в аварийном состоянии: деструктивная гниль, грибок, древоточец и последствия пожара.
— Что вы можете рассказать об особенностях постройки дома?
— Во-первых, нестандартно малый диаметр бревен. Наверно, такой лес был в распоряжении наших предков. И еще, очень много деревянных элементов (межоконные пространства, портик), которые стоят вертикально, а не как обычно — горизонтально, бревно на бревно.
— С чем это связано?
— Можно только предположить, что дом строили спешно, не дожидаясь усадки бревен. А вертикальные столбы ставили, чтобы уменьшить последствия усадки. Тем более, в Большом зале врезаны круглые «световые» окна, которые могло деформировать.
Проще говоря, срубу не дали выстояться положенное время, чтобы из бревен плавно ушла влага, и они дали усадку, а сразу начали отделочные работы. В частности, наколотили дранку, тем самым не давая возможности срубу садиться. Там, где бревна лежат горизонтально без поддерживающих вертикальных элементов, хорошо видно результат — дерево высохло, появились щели настолько большие между пазами, что местами можно просунуть руку.
Можно смело делать вывод, что Главный дом плохо держал тепло, зимой в нем было холодно.
— Значит, строители схалтурили?
— Может быть, владелец спешил построить дом побыстрее. В защиту строителей можно сказать, например, что бревна отделаны и подобраны идеально.
— В чем заключается ваша работа на объекте?
— Сейчас мы фиксируем вид и состояние конструкций, где и как идут бревна, смотрим расположение узлов, маркируем конструкции, для последующего демонтажа Главного усадебного дома. Обычно, нам необходимо понять, на какой исторический период будет восстанавливаться здание. В данном случае авторы проекта решили, что Главный усадебный дом Монрепо будет восстанавливаться именно таким, какой он был несколько веков назад. Чем больше мы сможем использовать старый материал, тем лучше. В этом и заключается реставрация.
— На ваш первый взгляд, сколько бревен придется заменить?
— Точно, что больше половины.
— Это значит, что дому потребуется время на усадку? Может лучше сразу поставить сухие бревна?
— Нет, сухие бревна брать нельзя, это мы вам как плотники-реставраторы говорим. Сухое бревно не рубится, его выкручивает, оно трескается.
Самый лучший и надежный вариант: собрать дом и дать ему не менее полугода на усадку, и после этого начинать отделочные работы. Просто следовать обычному методу, когда зимой дом рубят, а летом делают отделку.
P.S.:
Отрывок из письма Иоганны-Маргариты Поггенполь к сыну Паулю. 17 апреля 1791 года. Монрепо:
«Папа очень занят, клеит и стучит молотком с утра до вечера, даже не оставляет время для прогулок. Наш дом, который принц Вюртембергский построил наспех, зимой, требует ремонта. Работы уже проводились несколько раз, а сейчас покрывают крышу, которая, несмотря на три ряда досок, не могла противостоять дождю»
Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»