Купить
билеты

Реставраторы начали разбор Библиотечного флигеля

Микологическое заключение на здание Библиотечного флигеля получено,  реставраторы начали разборку здания. Что же показало исследование? Рассказывает эксперт-миколог, кандидат биологических наук Евгения Богомолова.

  В нашем случае мы не можем говорить об одном исследовании, это целый комплекс.  Напомню, до этого  микологическое обследование проходило в 2011-12 годах в ходе подготовки проекта реставрации парка.
Нынешняя реставрация  проходит при непосредственном участии микологов.  Несколько недель назад моя коллега провела обследование, на основании которого было сделано заключение, что для сохранения сруба необходимо его разобрать. Разборка позволяет найти места повреждений жуками-древоточцами и гниль, а также максимально обработать поврежденные части. Сруб флигеля несомненно нуждается в  биоцидной (биозащитной) обработке, а провести ее без разборки технически невозможно.

  По нормативным документам постройке присваивается 4-я степень биопоражения в случае,  если более чем 50-60% здания имеют биопоражения 2-3-й  степени (когда древесина превратилась в труху, либо на ней имеются плодовые тела дереворазрушающих грибов). И, такие зоны были обнаружены на здании, но мы не можем полностью оценить состояние бревен, пока мы их не разберем.
Как раз сейчас реставраторы разбирают сруб и, сортируя, раскладывают бревна в штабеля. Моя функция заключается в том, чтобы посмотреть состояние каждого бревн
а.

 — Ваши первые впечатления

 — По-разному, есть плохие, есть хорошие бревна, какие-то в промежуточном состоянии.  На каждое бревно мы составляем ведомость и обследование с переписью дефектов.

 — Огромный объем работы!

   Да. Тоже самое с обшивкой, у каждой доски свой номер и запись в ведомость. Все зафиксируется, документируется. Необоснованных списаний не будет

  — Такая тщательная фиксация обязательна на каждой реставрации?

   Конечно. Так, например, уже несколько лет ведется реставрация бывшей Дачи лесопромышленника Громова на Каменноостровском проспекте. Методика другая, но мы также внимательно обследуем и документируем каждое бревно

  — Усадебные срубы построены из лиственницы. Говорят, лиственница может простоять тысячу лет?

  — Это миф, лиственница  гниет почти как все породы, она лишь незначительно устойчивее сосны. У нас есть большая практика по современным дачным домам. Часто сталкиваемся с тем, что люди делают из лиственницы первые венцы, или, что совсем плохо, дачу целиком. Дело в том, что у лиственницы высокая плотность, соответственно дом будет холодный. Часто случается, что из-за мокрой древесины дом, даже если он из лиственницы,  загнивает уже на стадии постройки, на нем вырастают домовые грибы.
Хотя лиственница действительно крепче, и устойчивей чем, например, сосна. В ней больше смоляных ходов.

  — Что стало главной причиной разрушения домов в Монрепо?

  — Естественный процесс старения, ослабленная древесина, а также длительные протечки и периоды без отопления и вентиляции.  Главная проблема – жуки-древоточцы, которые разносят по своим буровым ходам также споры грибов. Дом буквально источен, во многих местах древесина выглядит как губка. Это не короеды, а домовый точильщик, который просверливает  ходы внутрь. Говоря простым языком, старую древесину легче грызть.
В ходе реставрации древесина будет обработана специальными пропитками, так что жуки уже не смогут на них покуситься.

P.S.:  Планируется, что здание Флигеля будет разобрано в течение недели. Что касается Главного усадебного дома, то там до сих пор работают художники реставраторы. Как мы сообщали ранее, после очистки стен Большого зала выяснилось, что  есть возможность спасти почти всю подлинную альфрейную живопись ХVIII века верхнего фриза. http://parkmonrepos.org/content/posle-restavracii-v-monrepo-vernetsya-po…
Сейчас реставраторы наносят на живопись последний закрепляющий слой, после чего начнется ее демонтаж. И уже затем, примерно в начале августа, планируется разбор Главного дома.
Как рассказал генеральный директор компании «СПРЦ» Виталий Лисунов:
«Если быть точными, мы промеряем каждое бревно. У нас не просто маркировочная схема с номером – промерена каждая деталь. И это очень затратная по времени работа.
И потом Усадебный дом гораздо сложнее Флигеля, там значительно больше обмеров и рабочей документации».
Соответственно, переносятся и сроки сборки Усадебного дома. С большой осторожностью реставраторы называют начало следующего года.

 

Подпись под фото:
— Эксперт-миколог Евгения Богомолова
— Планируется, что Библиотечный флигель успеют перебрать и собрать в нынешнем году.
—  Фото С. Брандер. Библиотечный флигель. 1912 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии.

                                                       Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»

Перейти к содержимому