Купить
билеты

Изразцовые печи Монрепо вернулись с реставрации

Печи Монрепо вернулись с реставрации, и среди них три самых старых сохранившихся печи Выборга, примерно датируемые концом ХVIII-началом ХIХ веков. Удалось ли реставраторам узнать их тайну?

Известно, что после приобретения усадьбы Монрепо в 1784 герцог Вюртембергский достроил дом и установил там 10 печей. Считалось, что они вряд ли могли дойти до нас. Дело в том, что при регулярном использовании печей кирпичная кладка и кладочный раствор приходили в негодность, требовали ремонта или полной переборки. Скорее всего, поэтому все остальные изразцовые печи усадьбы, хоть и стоят на двухсотлетних фундаментах, относятся к концу ХIХ- началу ХХ веков.

Вернемся к нашим трем белым глазурованным печам. Напомним, что при их разборке реставраторам не удалось найти клейма мастеров, а это значит, что печи были изготовлены до указа Николай I от 1847 года об обязательном клеймении кирпичей.

Предварительное предположение по датировке сделал исследователь Андрей Роденков, который обнаружил похожую печь в Белой столовой Петергофского дворца. Печь была выполнена по эскизам архитектора Юрия Фельтена в 1774-75 годах, утрачена и восстановлена после Великой Отечественной войны.

И вот еще одна находка. Оказалось, что почти такие же печи имеются в Таврическом дворце, построенном по указанию Екатерины II для князя Потемкина в 1783-89 годах.

— Во всяком случае, эти печи выглядят как очень близкие родственники – их различает только декор, — рассказывает заместитель директора по реставрации компании «Паллада», где проходила реставрация печей, Светлана БАРУТКИНА.

— В процессе реставрации выяснилось, что печи Монрепо выполнены по интересной и редкой технологии, когда цветочный орнамент и изразец отминали по отдельности, а уже далее клеили декор на изразец и потом глазуровали.

Удивительно и то, что изразцы очень большого размера, при этом они сделаны из красножгущейся глины (голубых глин). Эти глины по структуре мягкие, пластичные, поэтому плохо переносят объемные вещи. Уровень мастеров был настолько высок, что они смогли из этой глины изготовить такие крупные изразцы. Технически это сложно даже сейчас.

Работая с изразцами мы обнаружили ряд производственных дефектов: небольшие трещины, подтеки глазури . Но поскольку работа была очень сложная, очень трудоемкая и дорогая, на такие (в наше время дефекты) не обращали внимания.

Возможно, что печи Монрепо изготовлены в той же мастерской, что и печи Таврического дворца и Белой столовой Петергофа?

— Да, я пришла к такому выводу. Печи одинаковые, отличаются только декором, который каждый раз лепили отдельно. Иначе говоря, каждый декор был индивидуален. При технологии обминки в форму невозможно соблюсти такую ажурную тонкость лепки.

— Со временем такие трудоемкие печи перестали делать?

— Массовое производство требовало упростить технологии. Подобные печи не только трудоемки, но и очень длительны в изготовлении. Например, заготовки изразцов перед обжигом должны были месяц сохнуть в естественных условиях. Причем глина не терпит резких перепадов температур или влажности, и технологии надо выдерживать.

О том, что это было серийной производство, пусть и небольшое, говорит характер глазури. Изразцы в печах неоднородные по цвету — разных оттенков белого, особенно, это заметно на одной из них. Там есть и розовый, и голубой и зеленый оттенки.

Сейчас мы обжигаем в регулируемых электропечах, а раньше обжигали в дровяных. И тогда и сейчас мастер мог легко определить температуру в печи по цвету пламени: чем белее огонь, тем выше температура. Контролировать температуру в таких печах достаточно сложно, как следствие это приводило к разнотону в цвете. Поэтому у нас все исторические белые печи разных оттенков.

— Разные оттенки, лепной декор… Удалось ли все воссоздать?

— Изначально наша работа строилась так, чтоб сохранить максимум подлинного. Белые печи были самыми пострадавшими накануне реставрации, они были очень-очень аварийные. Мы собирали изразцы буквально по кусочкам.

Белые печи первые приехали в мастерскую и уехали последние. Мы долго работали со скульптурой, формой, колером – в какой цвет не покрасишь – все равно не попадешь с оттенком.

Часть изразцов уже была утрачена до реставрации, некоторые элементы были сделаны в гипсе. У одной печи полностью не было верха – он также был вылеплен из гипса.

И мы рады, что смогли вернуть Монрепо и Выборгу эти исторические раритеты. Белые печи уникальны, их не так много.

— Возможно, владельцы Монрепо знали об исторической ценности печей и берегли их?

— Как версия. При разборке мы обнаружили, что печи сделаны по очень сложной авторской конструкции, которую крайне трудно повторить. Возможно, так при перекладке были утрачены первые 7 печей, поэтому оставшиеся три решили не трогать.

Мы с уверенностью можем говорить, что эти печи ни разу не перебирали, только ремонтировали. Очень вероятно, что это те самые печи, которые установил герцог Вюртембергский в 1784 году.

Беседовала Ирина АНДРЕЕВА, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»

Перейти к содержимому