Купить
билеты

Начался монтаж скульптурных изображений на Усадебные дома

Два века назад здания украшали 11 барельефов и горельефов на античные мотивы. Четыре на Библиотечном флигеле: парные Геракл и Омфала, а также Юнона и Юпитер; 7 – на Главном доме: две аллегории живописи, две – поэзии, две — скульптуры и центральный сюжет – аллегория музыки. В общей сложности 7 уникальных скульптур, из которых до наших дней с утратами дошли только четыре.

Как воссоздавались или реставрировались изображения? Что удалось сделать? На вопросы отвечает член Союзов художников России и Франции Рустам Игамбердиев, в чьей мастерской проходила работа.

— Что мы увидим на зданиях: подлинники или копии?

— Когда я посмотрел сохранившиеся в замке изображения, то понял, что говорить о реставрации и установке подлинных изображений сложно.

В ХIХ веке гипсовые изображения делали по особой технологии – изделие армировали лучинками, которые перед этим вываривали в олифе. Эти тонкие деревянные лучинки создавали структуру, которая повышала прочность изделия. Потом гипс высушивался и несколько раз пропитывался горячей олифой. Напомню, гипс — материал пористый, благодаря чему олифа может проникать внутрь до 10 мм. Последний слой наносился олифой с воском. Это позволяло изделию стоять на улице примерно 15-20 лет. Дальше надо было постоянно подновлять.

Несомненно, владельцы Монрепо знали это и подновляли барельефы по технологии олифой, а после, уже в советское время, изображения покрасили масляной краской. Как только нанесли краску – гипсовый слой внутри начал разрушаться. Кроме того, краска имеет свойство закрывать мелкие детали: глаза, уши, в отличие от олифы, которая полностью впитывалась.

Существуют две технологии воссоздания: можно снять форму и на ее основе сделать отлив и его «подправить», а можно слепить заново. Мы решили пойти по второму пути. Дело в том, что сохранившиеся в фондах Выборгского замка исторические изображения имеют серьезные утраты, а те, которые находятся в фондах Монрепо, покрыты толстым слоем краски. Если просто снять с них форму, то получится не очень хорошо. Краску с гипса тоже снять не получится – это приведет к значительной утрате поверхностей.

❓- Иначе говоря, в данном случае технология с воссозданием более приближена к оригиналам?

— На эту тему я могу рассказывать бесконечно. Вся история мировой скульптуры строится на том, что художник делал статую, которая была так хороша, что с нее делались многочисленные копии. Проходят века, скульптуру находят археологи, и современники снова начинают копировать. Часто, эти копии делают очень хорошие художники. Самый яркий пример – скульптура Аполлона, с которой было сделано множество копий.

— Ваша мастерская уже выполняла подобные работы по воссозданию?

— Конечно, у нас большой опыт копирования и воссоздания. Мастерская работала над выполнением больших американских и европейских контрактов, выполняя копии экспонатов Эрмитажа, Лувра и других музеев, воссоздавали скульптуры для Храма Христа Спасителя. В работе над скульптурными изображениями усадебных домов мы просмотрели аналоги и сделали согласно первоисточнику так, как это сделал бы художник первой четверти ХIХ века.

— Вы соблюдали старинные технологии?

— Конечно, в ХIХ веке использовали метод двойной переформовки. Сначала лепили модель в мягком материале, затем сделали твердую форму из гипса, которая уничтожается в процессе изготовления скульптуры. Эта твердая форма позволяет скульптору что-то изменить, проработать, уточнить детали. После чего делали промежуточную модель, её тщательно прорабатывали. Затем с промежуточной модели снимали еще одну форму – кусочную, составленную из нескольких частей, благодаря чему в одну форму можно было сделать несколько отливок. Уверен, что, если бы наши барельефы увидел художник ХIХ века, он бы их не отличил от современных ему.

— Сколько лет гарантии даете на свою работу?

— Воссозданные скульптурные изображения выполнены из прочных современных материалов, имитирующих гипс – мраморной муки на акриловой смоле. Зрители не заметят разницу. Важно, что этот материал хорошо зарекомендовал себя в нашем климате, стоИт хорошо и в дождь и снег, не требуя ремонта. Поэтому считаю, что барельефы спокойно простоят не один десяток лет. Согласно проекту реставрации, изображения и обрамляющие их профили будут затонированы в цвет топленого молока и станут завершающим штрихом в парадной отделке зданий.

Беседовала Ирина Андреева, пресс-служба музея-заповедника «Парк Монрепо»

Перейти к содержимому