Напомним, портик с четырьмя колоннами был пристроен к дому в 1820-х годах. Высота каждой колонны – 5 метров, вес – около двух тонн. После демонтажа в ходе реставрации здания выяснилось, что внутри колонн находились деревянные столбы (сердечники), затем дранка, по которой снаружи толстый (около 10 см) известково-песчаный раствор штукатурки, которая, как показало исследование, за минувшие 200 лет затвердела как камень. А вот деревянные сердечники за эти годы наоборот — частично сгнили и были съедены муравьями.
Согласно требованиям проектировщиков «Литейной части-91», исторические колонны нужно было сохранить. И здесь обозначились проблемы: необходимо было распилить колонны, чтобы заменить сердечник и провести бактерицидную обработку внутренностей, но при этом затвердевшую известковую смесь практически невозможно склеить обратно.
Рассказывает член Союзов художников России и Франции Рустам Игамбердиев, в творческой мастерской которого осуществлялась реставрация:
— Подготовительный этап реставрации занял несколько месяцев. Во-первых, мы пытались понять, сможем ли мы вообще выполнить реставрацию или колонны придется делать заново.
Во-вторых, нужно было разработать методику реставрации и выявить количество утрат.
Как показало исследование, за минувшие два века колонны неоднократно реставрировались и подмазывались различными смесями, которые на самом деле не прилипли к основе. Стало понятно, что все эти заплаты могут отвалиться.
Самое удивительное, что сохранившие примерно на 80% основы колонн ХIХ оказались в довольно приличном состоянии, нужно было только понять, как их склеить. И мы решили все эти вопросы
Если сейчас приглядеться к колоннам, то можно увидеть места склейки. Сделали мы это намеренно, чтобы показать, что реставрация ничего не внесла от себя: вот шов, а вот – подлинник. Благодаря тому, что мы придумали, как можно инъектировать историческую штукатурку укрепляющими растворами, в общей сложности наши добавления на трех колоннах составили не более 5%. Считаю, что это очень успешный результат.
Мы также полностью заменили сердечники, убрали все старое дерево. При этом новые деревянные столбы пропитаны всеми необходимыми антисептиками и бактерицидными добавками. Кроме того, сердечники соединяются с наружным слоем при помощи инертного композитного материала, который, кроме того, позволил склеить все фрагменты. Материал настолько прочен, что даже если вдруг в нашей местности появятся какие-нибудь завозные вредители, которые съедят дерево, колонны все равно будут стоять благодаря этой очень устойчивой композитной трубе.
Гарантирую, что сейчас колонны точно такие, как и были — никаких геометрических искажений. Мы собрали их точно в соответствии с исторической конфигурацией. В этом нам помогли следы от старой дранки внутри колонн.
Что касается четвертой колонны, она самая сложная, у нее больше утрат. Как ни странно, все четыре колонны выполнены из разных в пропорциях смесей. Очевидно, что мастера прошлого не придерживались точной рецептуры при замешивании раствора. Особенно это сказалось на качестве материала четвертой колонны, которая оказалась наиболее разрушенной и с более рыхлой основой. Наши добавления составили около 15%.
К настоящему времени четвертая колонна уже восстановлена в своей исторической геометрии, сейчас идет процесс полимеризации композитных материалов. И после того, как просохнет земля для проезда техники, колонну можно будет устанавливать.
Колонны пока не окрашены. Их покрасят после установления плюсовых температур. Решение о покраске на месте было принято, чтобы не повредить верхний слой во время установки.