17 января 2017 года в рамках совместного проекта с МБУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района» — «Пятничные встречи на Рубежной 18», состоялась лекция «Руины и гроты – овеществленное время». Лекцию подготовила и прочла Надежда Рассахатская, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Парк Монрепо».
Надежда Рассахатская рассказала слушателям о том, как в зависимости от европейской моды возникала и менялась концепция обустройства парка Монрепо.
Напомним, барон Николаи приобрёл имение Монрепо в 1788 году. XVIII век – это эпоха, когда под влиянием археологических находок, возникла и достигла своего апогея мода на руины. Но, надо понимать, что живописные руины – это не просто развалины древних сооружений, а тщательно выверенная и вписанная в ландшафт композиция. Увлечение новой модой было так велико, что многие владельцы парков, особенно английская аристократия, стали строить у себя искусственные руины.
Не обошло это веяние и парк Монрепо. Изначально, одно из самых известных архитектурных сооружений парка – капелла Людвигсбург по замыслу Людвига Генриха Николаи должна была выглядеть иначе. Предполагалась, что на возвышении скального острова будут выситься мрачные руины замка, для чего барон Николаи даже сочинил легенду в духе своего времени о заточенном и отравленном в башне короле (шведском конунге Эрихе XVI). В своей поэме «Имение Монрепо в Финляндии. 1804» Николаи написал: «Оголенную вершину руины замка придавили, и зубец венчает часть разбитой амбразуры…», и далее в примечании – «ради своей башни поместил я пленного в нее и дал ему здесь умереть».
Свой замысел Л.Г. Николаи, вероятнее всего, просто не успел воплотить. К тому времени, как его сын Пауль стал владельцем Монрепо, в Европе сменилась мода на устройство пейзажных парков. На смену руинам пришло увлечение эпохой средневековья, благодаря чему на острове была воздвигнута капелла-усыпальница в готическом стиле.
Еще одной модной, почти обязательной тенденцией пейзажного парка XVIII века были гроты и туннели. И если до этого их украшали различными минералами, колоннами и фигурами, то к началу XIX века начинают преобладать идеи естественности. Чаще всего – это «дикие» гроты среди скал. К сожалению, к середине XIX века расточительная мода на гроты также прошла. Тем не менее, благодаря этому увлечению владельцев Монрепо, были построены 2 грота, которые стали обязательным местом посещения для гостей парка.