Среди редких книг, поступивших в музейное собрание «Парка Монрепо» из библиотеки Балтийского завода, хранится две книги выдающегося французского философа-просветителя XVIII века Дени Дидро (1713-1784). Это двухтомное издание на русском языке под общим названием: «Об искусстве», вышедшее в 1936 году; перевод с французского. Т. I. «Опыт о живописи. Мысли об искусстве»; Т. II. «Салоны.» Обе книги выпущены в Москве-Ленинграде издательством «Искусство».
Дени Дидро (Denis Diderot) – великий мыслитель-материалист, блестящий литературный критик и теоретик искусства, талантливый писатель, публицист и драматург, основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии» ( 1751-1772), иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1773). Он сыграл исключительную роль в развитии передовой политической, философской и эстетической мысли эпохи Просвещения.
Дидро родился 5 октября 1713 года в г. Лангре (провинция Шапмпань) в семье состоятельного ремесленника. Его отец был ножевых дел мастером, и мог гордиться тем, что его ремесло передавалось из поколения в поколение в течение двухсот лет и своё скромное состояние он нажил честным трудом. Отец не сумел определить способностей сына и сначала отдал его в обучение к иезуитам, а затем в парижский коллеж дʼАркур, имеющий вполне мирской характер. Дидро ревностно изучает математику, английский, итальянский, латинский и греческий языки. Впечатления столицы, влияние новых идей, уже носившихся в воздухе, чтение книг, содержание которых привело бы в ужас отца – всё это будоражило кровь и волновало ум такой увлекающейся натуры, каким был молодой Дидро. Его уже было нельзя загнать в рамки мудрой и степенной педагогики.
Строптивость Дидро, его нежелание избрать для себя определённую профессию, вынудило отца на крайние меры – он лишает сына всякой материальной поддержки. Он перестаёт посылать ему деньги, и Дидро оказывается в Париже одиноким и без средств (однажды, ещё юношей, он был найден в обмороке от голода, а в зрелые годы был вынужден продать свою библиотеку Екатерине II, чтобы было на что жить и дать приданое дочери). Он зарабатывает себе на жизнь самым неблагодарным трудом – грошовыми уроками, работой на книготорговцев, заваливших его грудой низкопробных книжек для перевода и даже писанием проповедей для малограмотных аббатов.
Тем не менее, именно в 30-е годы из Дидро формируется человек широких энциклопедических знаний. Всё, что можно было тогда прочесть во французских переводах о движении новой философии и точных наук в Англии, шедшей тогда во главе пробуждавшейся Европы, было ему доступным и увлекало его, возбуждая смелость и пытливость духа. Дидро не только усваивает научные достижения прошлого, он ищет новые решения вопросов, стремясь привлечь лучшие завоевания человеческой мысли на службу общественного прогресса.
Но его воспитывала и жизнь. Уродливые проявления изуверства и суеверия, поразительные во Франции в середине философского XVIII века, ложные чудеса и феномены, показные выходки фанатиков, произвол во внутренней политике, бесправность и эксплуатация народа, вызывали у умного и наблюдательного молодого человека естественный протест.
В эти годы он вращается среди мыслящей, но столь же бедной и обездоленной молодёжи, как и он сам. Её привлекают и волнуют те же идеи, что и его. Но именно среди этих «неудачников» он нашёл не только единомышленников, но и друзей – Ж.-Ж. Руссо, дʼАламбера, адвоката Туссена. Невероятная энергия, впечатлительность и темперамент молодого Дидро могли увести его совершенно в другую сторону, но, к счастью, перевес всё же остался за быстро созревавшим дарованием мыслителя.
В 1741 году была напечатана самая ранняя его работа – переложение «Опыта о человеческом достоинстве и добродетели» ( Inquiery Concerning Virtue and Merit ) Шефтсбери, в ту пору малоизвестного во Франции. В 1746 году появляется оригинальное сочинение Дидро – знаменитые «Философские мысли» («Pensées philosophiques»), где он выступает как скептик и вольнодумец (были изданы анонимно). Здесь были собраны его мысли о религии, нравственности, общественном строе. Сжатые, остроумные, содержательные, едкие, часто парадоксальные, они сразу же отвели Дидро видное место в рядах распространителей новой науки, возглавляемой Вольтером. «Философские мысли» ставили своей целью освобождение человеческой природы и мышления от гнёта религиозных догматов.
Сразу же по выходе в свет книга была сожжена по приказу парламента (вспомните «Философские письма» Вольтера). В его постановлении было указано, что автор «с напускным притворством не признаёт ни одну из религий.» Однако цензурные репрессии только усилили интерес к крамольному произведению Дидро. Оно немедленно было издано нелегально и получило широкое распространение.
После выхода «Философских писем» репутация Дидро подверглась новому испытанию. В 1749 году он опубликовал вызывающе дерзкое «Письмо о слепых в назидание зрячим» (La Lettre sur les aveugles à lʼusage de ceux qui voient). Дидро был заключён в Венсенскую крепость-тюрьму, где провёл около четырёх месяцев. Но эта расправа не привела к нужному для властей результату и в 1751 году Дидро публикует «Письмо о глухих и немых» (La Lettre sur les sourds et les muets), продолжавшее более раннее «Письмо о слепых». Оба произведения исходят из теории Дж. Локка, которую Дидро и его друзья-просветители считали непреложной истиной: не существует «врождённых идей», всё знание приобретается из опыта. В обеих «Письмах» главенствует дорогая для Дидро мысль: философу может потребоваться «ослепить себя», чтобы по-настоящему видеть, и «стать глухим», чтобы как следует слышать.
Ещё с 40-х годов Дидро хотелось создать нечто грандиозное, такое научное предприятие, которое помогло бы наконец побороть тьму невежества, нетерпимости, произвола и поднять знамя разума, объединив для этого все просветительские силы. И когда к нему явился книготорговец Лебретон с предложением принять на себя редакцию перевода английской энциклопедии Эфраима Чэмберса (1680-1740), издания полезного, но чисто технического, Дидро увидел в этом знак, веление судьбы.
Таким начинанием, грандиозным предприятием стала для него «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des art et des métiers). Не рабское переложение чужого труда, а создание стройной системы человеческих знаний. Самостоятельный, систематический обзор всех итогов науки, всего опыта политической, социальной и религиозной свободы, свод всех полезных для народа открытий в мире агрономии, ремёсел, искусства, с великой целью обновить и облагородить жизнь – такую книгу задумал он, ёщё сидя в каземате Венсенской тюрьмы. Там, на краях страниц «Потерянного рая» Джона Мильтона, Дидро написал план издания (Prospectus), впоследствии развитый в обширном «Вступительном рассуждении.»
По выходе из тюрьмы, уже обладая «привилегией» (разрешением),он, с большим знанием людей начал собирать вокруг себя способных и знающих сотрудников, а также талантливую молодёжь, вдохновлённую огромной задачей, открывшейся перед ними. Безусловно, что такую работу на много лет мог возглавить только сам Дидро. Обладая самыми разнообразными знаниями – от техники и ремёсел до философии, эстетики, естествознания и политических наук, он был самым подходящим человеком для центральной, объединяющей роли (денежную сторону предприятия взяли на себя издатель и ещё несколько лиц).
Он искусно провёл разделение труда: редакторские обязанности взял на себя его близкий друг Жан дʼАламбер ( 1717-1783), который своим ровным, сдержанным характером уравновешивал неукротимую энергию и боевой задор Дидро. Он также внёс глубокие знания по математическим и философским наукам ( К разделу «Математика» , которое он возглавил, дʼАламбер написал введение, представляющее собой систематику наук: оно навсегда останется образцом научного изложения ). К работе над Энциклопедией Дидро привлёк лучшие силы, которые были в то время во Франции: он заручился сотрудничеством и поддержкой таких авторитетов, как Вольтер и Монтескьё. Вместе с дʼАламбером Дидро написал знаменитый «Discours préliminaire», высказав в этом манифесте требования правды, близости к жизни и свободы творчества, развенчав при этом устарелые и незаслуженные репутации.
В 1751 году вышел первый том этого небывалого, колоссального издания. До 1772 года, когда вышли последние тома, с чертежами и рисунками, тянется многострадальная, полная гонений, запретов и приостановок история великой Энциклопедии, давшей имя целому периоду в развитии человеческой мысли. Работа, в конечном итоге составившая 17 томов текста и 11 томов таблиц, потребовала очень многих усилий и времени. Все лучшие годы (тридцать с лишним лет жизни) отдал Дидро на эту проповедь освобождающего знания. То была главная цель его жизни, перед ней бледнеют все остальные интересы и работы. Довести дело до конца он решил невзирая ни на какие препятствия. Духовенство и двор, цензура, полиция и иезуиты – все соединились в борьбе против Энциклопедии. В начале 60-х годов дʼАламбер покинул друга, заявив Дидро, что он больше не в силах делить с ним редакционные труды. Пришлось ему взвалить на себя и эту ношу. В 1765 году были выпущены в свет десять новых томов Энциклопедии.
Статьи, основанные на фактах, научном и практическом опыте, проникнутые желанием народного блага (такова, например, статья Дидро » Liberté»), действовали необыкновенно благотворно. Живя по-прежнему очень скромно, порой испытывая настоящие приступы бедности, великий энциклопедист держал в своих руках, подобно Вольтеру, направление европейской общественной мысли. Реформы, свершившиеся вскоре в разных странах, сводились в исходной точке своей к тому, что зародилось в его голове, среди тюремных впечатлений Венсена.
Удивительная талантливость и разносторонность доставила Дидро, малоизвестному изначально провинциалу, почти царственную роль и главное место в тогдашних парижских салонах (у г-жи дʼЭпинэ, Гольбаха, Гельвеция), где зародились многие важные начинания в философии, творчестве, политике. Несравненный собеседник, он поражал блестящими импровизациями. Он обладал пламенным красноречием и способностью увлекать и убеждать слушателей.
Через Ж.-Ж. Руссо Дидро познакомился с бароном Ф. М. Гриммом, немецким критиком и дипломатом (1723-1807 ), издававшим рукописный журнал «Correspondanse littéraire, philosophique et critique», знакомивший коронованных особ с культурной жизнью Парижа. ( Журнал издавался в количестве 15 – 20 экз., с 1753 по 1792 г.г.; подписчиками были король шведский, Екатерина II, король польский Станислав-Август и другие ). На страницах «Correspondanse» обсуждались все литературные и театральные новинки Парижа, почему он и является столь драгоценным источником для изучения того времени. Когда Гримм начал выпускать свой журнал, он сумел привлечь Дидро для работы в нём. Начиная с 1759 года, он освещал в журнале выставки живописи и скульптуры, проводимые каждые два года в Лувре (так называемые «Салоны»).
Гримм требовал также периодических отчётов об этих выставках, и тем самым побудил Дидро оставить весьма заметный след в художественной критике. До его Salons, которых он написал восемь, не было таких тонких оценок не только технической, но и культурной стороны произведений, таких искусных характеристик индивидуальности художника, такой смелой полемики с пережитками старого академизма, таких попыток установить основы искусства будущего, с изучением природы и людей, развитием пейзажной и жанровой живописи, и вместе с тем, способностью будить в сердцах порыв к идеальному. (При жизни Дидро «Салоны» не были напечатаны, они выходили постепенно, и лишь в 1875-1877 г.г. были собраны воедино в собрании его сочинений).
В своём «Essai sur la peinture» («Эссе о художнике»), Дидро устанавливает эстетические основы искусства, исходя из того взгляда, что природа – главный источник вдохновения, и только подражание ей одной может обеспечить здоровое развитие искусства. Он, конечно, был во многом дилетантом в вопросах искусства, но его замечательная интуиция внушила ему много верных решений и метких оценок, укрепивших связь между искусством и интеллектуальным движением эпохи.
Дидро – единственный из энциклопедистов, кто побывал в России, совершив для этого в октябре 1773 года трудное путешествие в Санкт-Петербург (до той поры он не покидал пределов Франции). Переписка, которую Екатерина II начала вести с Дидро с первого года её царствования (через 9 дней после воцарения), старательно поддерживалась такими горячими его поклонниками, как княгиня Е.Р. Дашкова и русский посол в Париже князь Д. А. Голицын. В разнообразных проектах преобразований, составленных Дидро для России, сказались и его добросовестность, и практическое знание жизни, умение отзываться на насущные нужды современности, особенно в главном вопросе – освобождении крестьян.
Но, он опоздал с приездом. Его покровительница теперь была гораздо менее расположена слушать философов, и тем более – выполнять их наставления. Теперь она относилась к Дидро скорее как к интересному, тонкому собеседнику, оригинальному мыслителю, беседа с которым доставляет истинно художественное наслаждение. С ним она вела себя демократично просто, любовалась его горячностью и красноречием, но отклоняла любые его практические указания, говоря, что у него нет политического опыта.
После возвращения из России ( март 1774 г.), Дидро написал ряд сочинений, посвящённых перспективам приобщения России к европейской цивилизации. (Кстати, в России он сильно простудился и до конца жизни так и не смог вернуть себе прежнего здоровья). В Париже он опять принялся за работу, обратившись на сей раз к изучению естественных наук и медицины. Одна из его работ на эту тему называлась «Размышления об истолковании природы» ; в последние годы жизни он напишет «Элементы физиологии» и несколько других общедоступных обозрений науки.
Даже беглого знакомства с произведениями Дидро достаточно, чтобы показать во всём блеске эту необычайно одарённую натуру. Он был одним из немногих, кто опередил свой век, пристально вглядываясь в даль будущего. Всё, что он создал, сохраняет на себе следы его живительного влияния. Один из главных зачинщиков «просветительного века», он был врагом всякой схоластики и догматизма. Он всегда боролся за сближение философии и литературы с живой действительностью, ратовал за правдивое, реалистичное искусство, выступал против самых разных форм социального угнетения. Это был человек невероятно восприимчивый и быстро откликавшийся на всё живое, призванный всюду пробуждать жизнь и вести за собой людей.
Т.Л. Просина
хранитель музейных предметов
ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».