По соседству с имением Монрепо в посёлке Ликолампи (ныне часть Северного посёлка) жила до Второй мировой войны семья Хююрюляйнен. Главу семьи звали Рональд, а его дражайшую половину – Элен. Элен Мария Хююрюляйнен (в девичестве Форсс) родилась 19 ноября 1865 года в Пюхяярви, училась в Сортавальской женской школе, потом вышла замуж за почтового служащего из Выборга Рональда Хююрюляйнена и родила ему детей. Собираясь в 1939 году в эвакуацию, семья оставила в доме свою библиотеку. Среди множества книг, журналов и газет в библиотеке были и нотные издания. Наше внимание сразу привлекло издание 1899 года «Два экспромта для фортепиано Эрнста Милька». Это одни из последних произведений знаменитого выборгского композитора, которого при жизни считали едва ли не соперником Яна Сибелиуса. В октябре 1899 года Мильк умер от туберкулёза в швейцарской Локарне, не дожив пару дней до своего 22-летия.
Киммо Корхонен, финский публицист в области истории музыки, называет Эрнста Милька «трижды бездомным», то есть аутсайдером, «чужим среди своих». Во-первых, Мильк был из немецкой семьи. В культурной жизни Выборга немцы имели вес, но уже в Хельсинки к ним относились в то время несколько пренебрежительно. Во-вторых, Мильк не поддавался веяниям национального романтизма и развивал в музыке классическую европейскую традицию. И наконец, Мильк был чужд миру здоровых людей. Крайне болезненный с самого рождения, Мильк жил только музыкой. Все произведения были сочинены Мильком в последние пять лет его такой короткой жизни.
Эрнст Леопольд Кристиан Мильк был первым ребёнком в семье выборгского бизнесмена Теодора Милька, занимавшегося мельничным делом, и Ирене Ангелики Фабрициус, дочери известного в Выборге преподавателя классических языков. Отец Милька увлекался хоровым пением, да и среди родственников и друзей семьи многие были музыкально одарены. Разглядев в сыне стремление к музыке, родители сделали всё возможное, чтобы поддержать в нём эту искру жизни. Из-за хрупкого здоровья Мильк не мог посещать школу, поэтому музыке он учился индивидуально, в том числе в Германии у известного в то время композитора Макса Бруха, преподававшего в Берлинской Высшей школе музыки.
Другие дети в семье Милька также были служителями муз. Сестра Эрнста Эдда Аделаида была оперной певицей. Брат Эдуард, хоть и получил образование архитектора, играл на виолончели, а в 1920-е годы стал одним из соучредителей АО «Выборгский Музыкальный колледж». Это негосударственное учебное заведение, в котором обучались и дети из русской диаспоры, располагалось в здании на углу Суворовского проспекта и Ленинградского шоссе. В 1936 году колледж получил в пожертвование ценное собрание нотных изданий от жившего тогда в Монрепо барона Александра Феликсовича фон Мейендорфа.
В.А. Болгов,
главный хранитель музейных предметов
ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо»