Купить
билеты

Домохозяйка – это звучит гордо

В библиотеке семьи Хююрюляйненов, проживавших перед второй мировой войной рядом с Монрепо, немало финской периодики, притом самой разной тематики – от детских и религиозных журналов до специализированных изданий по сельскому и лесному хозяйству. Несколько выделяются в собрании два номера шведского еженедельника «Husmodern» – Домохозяйка (буквально «мать семейства», что напоминает нам о характерной для скандинавской культуры матриархальной основе). Журнал начал выпускаться в 1917 году для моральной и консультативной поддержки женщин, оставшихся без мужской помощи в период первой мировой войны и революций,а просуществовал вплоть до 1988 года, став самым популярным шведским журналом. Его сложно назвать феминистским, поскольку скандинавские женщины не нуждались в эмансипации, а только в охранении своего положения от общеевропейских патриархальных тенденций.

Два номера Домохозяйки, хранящиеся в нашем музее, за 1933 и 1934 годы, различны по стилю оформления, что как раз характеризует переход к новой концепции дизайна (деловая, репортажная стилистика), выражавшей реакцию на экономическую депрессию.

На обложке 35-го номера Домохозяйки за 1934 год – фотопортрет Бриты Экенгрен, смотрителя («кипера», хранителя) животных в зоопарке при первом в мире музее под открытым небом– Скансене. В номере репортаж об этой смелой девушке, только поступившей на работу и очень этим довольной, несмотря на то, что ей пришлось «похвастаться» репортёру свежим волчьим укусом.

Приведём полностью ещё один, небольшой по объёму материал журнала – интервью о взаимоотношениях в семьеКарлаХьялмара КнутаАрлемана (1880–1956), шведского художника и музыканта.Этот материал в рубрике «Откровения настоящих мужчин» был проиллюстрирован самим художником:

***

         Мы продолжаем нашу рубрику беседой с художником Х. Арлеманом, женатым уже 20 лет.

– Какие качества Вы более всего цените в женщине – и какие Вы больше ценили до брака?

– В данном случае мои вкусы те же, что и раньше.

– Как брак изменил Вас?

– Об этом лучше спросить жену. Я знаю только, что для нас жизнь в браке словно пир, с которого не хочется возвращаться домой.

– Кто обычно верховодит в доме?

– Мы приходим к компромиссу. Любые споры разрешаются третейским судьёй – ребёнком.

– Считаете ли Вы свою жену самой красивой из женщин, каких встречали?

– Нет, внешность ведь относительна.Впрочем …

– Вам нравится, когда жена Вам готовит?

– Конечно, но я не хочу, чтобы она выпекала хлеб, я просто хочу, чтобы она разделила его со мной.

– Что Вы ещё можете сказать сокровенного о браке?

– Когда ухудшается здоровье, и хрупкая, но духовно богатая и высоконравственная маленькая женщина сидит и с широко раскрытыми глазами слушает застольные песни Бельмана, тогда мужчина должен остановиться. Конечно, приятно распевать Бельмана в хорошей компании под аккомпанемент стаканов. Но должно понимать, что вряд ли приятно слушать певца сладострастия и смерти тому, о ком говорят «не жилец». Тогда нужно удалиться в пустынь, чтобы «быть вместе в радости и горе». Тогда жизнь будет щедра. Другими словами, общие интересы – вот основа и краеугольный камень брака.

***

Материал перевёл со шведского и подготовил
Валентин Болгов,
главный хранитель музейных предметов

Источники:

  • Olsson, Christoffer. Husmodern 1917–1988 – enstudieaventidskriftsinnehållsmässigaförändrigkopplattillrådandesamhällskontexterangåendekvinnorollen&genusperspektiv: Kandidatuppsats. / Södertörnshögskola; Institutionenförjournalistik. 2012. 37 bl.
  • Karl HJALMAR Knut ARLEMAN // Lexikonettamanda, en del av KULTUR1.se
  • Husmodern. 1934. 35. Söndagen den 2 september. S. 19, 39.

Иллюстрации:

  1. Обложка журнала «Husmodern» №44 за 1933 г. Из собрания ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». ПМ-КП-1042.
  2. Обложка журнала «Husmodern» №35 за 1934 г. Из собрания ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». ПМ-КП-1043.
  3. Фрагмент страницы 19 из журнала «Husmodern» №35 за 1934 г. Из собрания ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». ПМ-КП-1043.
  4. Андерссон, К. Г. (фотограф). Портрет ХьялмараАрлемана. 1922 год. Västergötlandsmuseum. 1M16-A145229:1417.
  5. Пер Крафт Старший (1724–1793). Портрет Карла МикаеляБельмана (1740–1795).
Перейти к содержимому