Купить
билеты

Якоб Индурский – Жизнь, успехи и заслуги

Якоб Индурский (1839-1912), один из самых известных выборгских фотографов своего времени, с ним связан следующий этап в истории фотографии в Монрепо. Увлечение фотосъёмкой было для него началом новых знакомств и интересов, а затем и основной, успешной и плодотворной работы.
  Родился он в Литве, в городе Вильнюсе. С 1860-х г. стал заниматься фотосъёмкой и прошел путь от неопытного новичка до серьёзного профессионала, сумевшего получить признание от императорской семьи Романовых. 

                                               
Для будущей успешной карьеры фотографа Индурскому помог опыт, полученный им в «берлинском фотоклубе» (Photographischer Verein zu Berlin) под председательством известного немецкого фотографа и учёного Германа Вильгельма Фогеля. Участники фотоклуба обменивались знаниями, проводили лекции и дискуссии, собирали библиотеку фотографических изданий и коллекцию фотоснимков, выпускали клубные журналы и организовывали фотовыставки.

Благодаря этому, Индурский принимает участие в международной фотовыставке в Берлине в 1865 году, где его лучшие фотоработы и его фотографический талант был отмечен и высоко оценен памятной медалью (знаком).
Переехав в Выборг в 1868 году, на первом этапе фотографической деятельности Индурский сотрудничал с полицейским управлением, его приглашали для фотосъёмки преступных элементов. [12]     

                                                                                                                           
В дальнейшем в его творчестве появятся интересные Выборгские пейзажи и портреты студийного жанра, с декорациями и постановками. В поисках наиболее эффективного использования своих возможностей, автор акцентирует внимание на тех или иных чертах характера, подчеркивая человеческую индивидуальность. В то время существовали особые клише при съёмке портрета – правила и рекомендации, по которым строилось изображение. Например, портрет в профиль означал – созерцательный, спокойный характер; изображение в анфас подразумевало – достоинство и твердость, поворот на три четверти – грациозность и изящество. Портрет в полный рост в середине ХIХ века – вызывал аналогию с живописным парадным портретом аристократии. В 1870-е годы портретная сьёмка была доступна далеко немногим, только человек с хорошим материальным достатком мог позволить себе заказать портрет в фотоателье, подчеркивая этим свой социальный статус. [13]

В 1870 году при поддержке местных властей состоялось открытие его фотосалона в центральной части города,  по адресу ул. Железной дороги д.6. На тот период  это было самое масштабное и популярное фотоателье в Выборге, где  предлагался перечень различных  фотоуслуг: портретная, групповая, свадебная, а со временем и детская фотосъёмка, а также ретушь, копирование и увеличение формата фотокарточек. [12] Индурский как многожанровый и разносторонний мастер наладил выпуск именных фотокарточек  «паспарту» со своими инициалами, на  которых отображались все его фотозаслуги  и награды. Он стал издавать «визитные карточки» и «почтовые открытки», а также систематически публиковал объявления в выборгских газетах, рекламируя своё ателье и создавая базу своих клиентов.              

                           
По роду деятельности Индурскому приходилось состоять в конкурентных отношениях с другим известным выборгским фотографом и признанным мастером Михаилом Зейфертом, который периодически снижал цены на свои фотоуслуги – до 5 марок за дюжину «визитных карточек», но со временем они пришли к взаимному соглашению о едином тарифе и расценках в своих фотостудиях – до 10 марок за дюжину. [12] «Визитные карточки» были очень популярны в середине XIX века, благодаря парижскому фотографу Диздери, который в 1854 году изобрел четырехлинзовый фотоаппарат, позволяющий делать восемь небольших фотографий на одной стеклянной пластине. Готовые отпечатки снимков наклеивались на карточки прямоугольного формата размера 10 x 6 см.

В 1873 году в Санкт-Петербурге в качестве подарка Императору Александру II в мастерской Иогана Людвига Вейдле издается фотоальбом Индурского «Город Выборг и его окрестности», включающий 24 изображения. Более половины альбома составляют фоторепродукции акварелей и гравюр художников Кристенсена и Жакотте с видами Монрепо. [1] Важно подчеркнуть, что фоторепродуцирование – это изображение живописных и графических работ художников, воспроизведенное посредством печати. Что касается альбома, то в него были включены разнообразные и оригинальные фотокадры: канатная дорога над водопадом в Иматре, Сайменский канал и три уникальных зимних фотоснимка Выборга – «Городская панорама», «Вид на Выборгский форштадт» и первое здание «Выборгского железнодорожного вокзала» 1869 года постройки. Фотосъёмка зимних видов производилась с колокольни Ильинской церкви, расположенной недалеко от его фотоателье.

Зимние пейзажи в то время были единичны из-за особенностей использования в фотосъёмке «мокроколлодионного процесса», так как при отрицательной температуре воздуха происходили изменения свойств состава раствора, который наносился на светочувствительную пластину, в результате фотосъёмку вне помещений можно было производить только при плюсовой температуре.

Многие фотографы в ХIХ веке ради удачных кадров поднимались на возвышенности, используя их как видовые точки для фотосъёмки. Так у Индурского появилась очередная панорама Выборга с видом на Соборную и Театральную площади, снятая со Спасо-Преображенского собора.    

                                                             
В начале августа 1885 года Индурскому было дано важное поручение – сопровождать императора Александра III во время его визита в восточную Финляндию с целью фотосъёмки всех спланированных мероприятий. Первый день визита Александр III с семьей провел в Выборге, а на следующий день на специальном императорском поезде направился в Лаппеенранту, его сопровождали генерал-губернатор Финляндского княжества Федор Логгинович Гейден и выборгский губернатор Владимир фон Ден [2].

В связи с этим событием Индурскому было поручено изготовить и оформить фотоальбом в память о визите Александра III в Финляндию. Фотоальбом включал 16 лучших фотографий исторических мест, в которых побывал император: виды Выборга, местечек Симолы и Юстилы (Сайменского канала), водопадов Иматры, а также «императорского дома» в Лаппеенранте, где во время визита останавливался Государь, наблюдавший из окон живописные виды озера Сайма. Многие из фотографий затем продавались в студии Индурского по цене – 3 марки за каждый снимок. [3]

Впоследствии Индурский заручился поддержкой самого императора, этим повысив свою репутацию и получив широкую известность. В доказательство благодарности и признательности императора – Индурский в феврале 1887 года был удостоен Высочайшего подарка: ему был пожалован драгоценный золотой перстень, инкрустированный бриллиантами и монограммой Александра III. [6]     

                                                       
Выборг – город с многовековой историей, множество раз удостаивался особого внимания со стороны императорской семьи Романовых, королевских особ Пруссии и Швеции. В июне 1886 года состоялась инспекционная поездка Великого князя Владимира Александровича по Финляндскому княжеству. Индурскому удалось запечатлеть на свою фотокамеру праздничную встречу Великого князя на Абоском (Крепостном) мосту, прибывшему в Выборг на трехмачтовом пароходе «Онега». [4] Наследующее утро Владимир Александрович вместе с семьёй посетил Монрепо. Баронами Николаи в честь визита высоких гостей – был организован торжественный приём и чаепитие в Главном усадебном доме. [5]

В мае 1896 года Якоб Индурский был единственным фотографом из Великого Княжества Финляндского, получившим официальное приглашение в Москву для фотосъёмки коронации императора Николая II. [7] Торжественная церемония состоялась во вторник 14 (26) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. Он подошел к этому событию достаточно ответственно. В результате через несколько недель посольство Австрии в Петербурге по поручению императора Австрии Франца Иосифа I отдало распоряжение Индурскому передать фотографии с Коронации Николая II. От Австрии на коронации присутствовала делегация во главе с эрцгерцогом Евгением Австрийским. [8]

В 1890-х гг. Индурский по приглашению семьи баронов Николаи систематически посещал имение Монрепо, чтобы запечатлеть жизнь усадьбы конца XIX века и показать, как в многочисленной семье Николаи проводили своё свободное время и принимали почетных гостей. Некоторые моменты из личной жизни семьи Николаи отражены в фотоснимках: чаепитие двоюродных сестер Софьи Николаевны фон дер Пален (Николаи) и Софьи Васильевны Чичериной, пение и чтение поэм и стихов под аккомпанемент рояля, на котором играла Софья Николаевна.
На фотографиях Индурского можем увидеть и Пауля Эрнста Георга Николаи – последнего барона рода Николаи по мужской линии, он был владельцем Монрепо до октября 1919 года. Пауль пользовался уважением и поддержкой среди местного населения, посвятил большую часть своей жизни религии.          

                                                                                         
Принадлежат Индурскому и уникальные фотоснимки интерьеров: «Главного усадебного дома» конца XIX века, «Большого зала», на котором виден фрагмент живописного плафона Меттенляйтера – «Встреча Венеры и Марса», а также кабинета Софьи Николаевны и интерьер «Столовой». Индурский запечатлел и великолепные парковые виды: Берёзовую и Гостевую аллеи, «Китайский веерный мостик», скульптуру «Вяйнямёйнена, играющего на кантеле». В музейном собрании ГИАМПЗ «Парк Монрепо» хранятся фотокопии вышеперечисленных работ Индурского.      

                                                                                                         
Как стало известно, не все так гладко было на творческом пути мастера: в октябре 1896 года у Индурского в одном из дворов Выборга неизвестным была похищена его фотокамера вместе со штативом, и фотомастер на неопределенное время остался без работы и возможности заниматься любимым делом. Индурский по этому поводу опубликовал объявление в газете с просьбой вернуть фотокамеру за вознаграждение. [9]

В начале 1900-х гг. Индурский для расширения своих творческих возможностей переезжает в Гельсингфорс (Хельсинки) и некоторое время владеет там собственной фотостудией. [10] Возвратившись в Выборг в марте 1909 года, Индурскому в творческом процессе начинает помогать его сын Юлиус, который в дальнейшим стал продолжателем фотографического дела своего отца. [11]

Якоб Индурский – признанный мастер – показал, что жизнь человечества неотделима от фотографии, как фотография неотделима от жизни людей.  Своим творческим самовыражением он оставил заметный положительный след в истории России, Выборга и Монрепо.

Материал подготовил мл. научный сотрудник
Салманов А. С.

При написании статьи были использованы следующие источники:
1. В. Шпетерман. Фотография в Монрепо. 1870-е – 1930-е годы/Монрепо: Альманах. – СПБ., 2004. – 48 с., ил.
2. Helsingfors Dagblad. № 222. 18.08.1885
3. Östra Finland. № 187. 15.08.1885
4. Vasabladet. № 51. 26.06.1886
5. Lappeenrannan Uutiset. №49. 26.06.1886
6. Finland. № 41. 19.02.1887
7. Östra Finland. № 110. 13.05.1896
8. Östra Finland. № 133. 11.06.1896
9. Östra Finland. № 262. 10.11.1896
10. Hufvudstadsbladet. № 64. 07.03.1909
11. Työ. № 66. 20.03.1909
12. http://kukakuvasi.valokuvataiteenmuseo.fi/#valokuvaaja/1120
13. https://ru-victorian.livejournal.com/73110.html


Иллюстрации:

1. Альбом Я. Индурского. Город Выборг и его окрестности. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

2. Фоторепродукция Я. Индурского. Главные усадебные ворота. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

3. Фоторепродукция Я. Индурского. Обелиск братьям Броглио. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

4. Фоторепродукция Я. Индурского. Остров турецкой палатки. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

5. Фоторепродукция Я. Индурского. Капелла Людвигсбург и урна Лафермьеру. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

6. Ретушированная фотография Я. Индурского. Канатная дорога над водопадом в Иматре. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

7. Фотография Я. Индурского. Сайменский канал. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

8. Фотография Я. Индурского. Панорама Выборга. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

9. Фотография Я. Индурского. Вид на Выборгский форштадт. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

10. Фотография Я. Индурского. Первое здание «Выборгского железнодорожного вокзала. 1873 г. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

11. Фотография Я. Индурского. Панорама Выборга.1900 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

12. Фотография Я. Индурского. Визит императора Александра III. Симола. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

13. Фотография Я. Индурского. Визит императора Александра III. Лаппеенранта.1885 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

14. Фотография Я. Индурского. Визит императора Александра III. Близ Лаппеенранты.1885 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

15. Фотография Я. Индурского. Визит императора Александра III. Сайменский канал. 1885 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

16. Фотография Я. Индурского. Визит Великого Князя Владимира Александровича. Выборг. 1886 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии

17. Фотография Я. Индурского. Визит Великого Князя Владимира Александровича.Выборг. 1886 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

18. Фотография Я. Индурского. Визит Великого Князя Владимира Александровича.  Иматра. 1886 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

19. Фотография Я. Индурского. Портрет Пауля Эрнста Георга Николаи. 1890-е гг. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

20. Фотография Я. Индурского (?). Пауль Эрнст Георг Николаи с сестрой Софией Николаевной фон дер Пален. 1890-е гг. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

21. Фотография Я. Индурского. Чаепитие Софьи Николаевны фон дер Пален и Софьи Васильевны Чичериной. 1890-е гг. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

22.  Фотография Я. Индурского. Члены семьи Николаи-Пален в Главном усадебном доме. 1890-е гг. Из архива ЦГАКФФД СПб 

23. Фотография Я. Индурского. Главный усадебный дом. Интерьер Большого зала. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

24. Фотография Я. Индурского. Главный усадебный дом. Интерьер столовой.1890-е гг. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

25. Фотография Я. Индурского. Кабинет Софьи Николаевны. 1890-е гг. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо

26. Фотография Я. Индурского. Березовая аллея. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

27. Фотография Я. Индурского. Гостевая аллея. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

28. Фотография Я. Индурского. Китайский верный мостик. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо

29. Фотография Я. Индурского. Скульптура «Вяйнямёйнена, играющего на кантеле. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

30. Фотография Я. Индурского. Обелиск братьям Броглио. Из собрания ГИАПМЗ Парк Монрепо 

31. Фотография Я. Индурского. Выборг.1898 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

32. Фотография Я. Индурского. Выборг. около 1900 г. Из собрания музейного ведомства Финляндии 

33. Визитная фотокарточка. Я. Индурского. Оборотная сторона. Частная коллекция

34. Фотография Я. Индурского (?). Делегация от Австро-Венгрии на коронации императора Николая II. Москва 1896. Частная коллекция

Перейти к содержимому