Купить
билеты

Пётр Первый в Монрепо

Фотография Большого зала в Усадебном доме Монрепо, на которой изображены Александр Мейендорфф и Николас фон дер Пален за игрой в бильярд, была сделана около 1930 года Хелен Пален Вулли. На заднем плане виден портрет Петра Первого (Илл. 1). В инвентарной книге, составленной рукой Пауля Николаи старшего в 1822 году, портрет Петра Великого упоминается дважды в разных интерьерах. [1]. Исследователь Карл Мейнандр, описывая интерьер Большого зала Усадебного дома Монрепо в 1929 году, пишет: «Среди картин выделяется большой портрет Петра I работы голландского художника…» [2] Именно его мы видим на фотографии 1930-го года. Несмотря на качество снимка, несложно опознать работу знаменитого французского портретиста Жана-Марка Натье. На парадном портрете изображён император в доспехах. Правая рука держит подзорную трубу и опирается на металлический шлем с перьями, левая рука лежит на рукояти меча. На груди – звезда — знак ордена Святого Андрея Первозванного, и голубая Андреевская лента. Оригинал картины находится в Мюнхене в музее Резиденции (Илл. 2). Авторские копии вполне могли существовать. В Государственном Эрмитаже есть портрет Петра, предположительно работы Натье (Илл. 3). Однако, полагать, что в Монрепо был подлинный портрет, было бы слишком смело. По счастью, портрет из Монрепо в 2014 году объявился на аукционе Кристис [3]. Благодаря этому мы имеем возможность увидеть его (Илл. 4). С точки зрения композиции портрет является копией. Первое, что обращает на себя внимание – по-детски трогательное лицо. Кисть Натье тонкими лессировками оживляет все фактуры. При ближайшем рассмотрении копии можно заметить грубые мазки, которые рассказывают глазу о металле, шёлке, драгоценных камнях на рукояти меча, но лишают полотно парадного блеска и лоска. Лицо Петра заставляет вспомнить парсуну, так неумело показана игра света и тени. Трудно даются копиисту сложные фактуры причёски, усов, бровей. Зато весь образ получился более «домашним». Из информации о лоте можно узнать, что портрет «Петра Первого в доспехах» является копией с Ж.-М. Натье. Мог быть подарен Людвигу Генриху Николаи императором Павлом Первым.  До 1920 года владела им семья Николаи.  Затем он перешёл по наследству графу Николасу фон дер Палену, который увёз картину в Хельсинки в 1943 году. До 2014 года портрет принадлежал семье фон Пален. К несчастью, портрет был продан с аукциона, и не попал в собрание музея Монрепо. Радует то, что это прижизненное изображение Петра – одно из самых известных, его часто копировали в XVIII-XIX веках, а значит найти подходящий экспонат для экспозиции в Усадебном доме Монрепо шанс есть.

                                                                     Материал подготовила
начальник НИО Светлана Подзорова

Источники:

1. Документы о праве собственности (1822). Архив усадьбы Монрепо. Коллекция рукописей №387. Национальная библиотека Финляндии, Хельсинки.

2. Meinander K. K. Monrepos // Herragårdar i Finland. – III. – Hels., 1929. Пер. шв. – В. В. Дмитриев. 1980.

3. https://www.christies.com/lotfinder/paintings/after-jean-marc-nattier-portrait-of-peter-the-5849223-details.aspx?from=searchresults&intObjectID=5849223&sid=0c8d5890-2494-4b56-bd2a-47470c6604b9

Иллюстрации:

1. Фотография интерьера Большого зала Усадебного дома Монрепо. Копия. 1930 г. Дар Э. Вулли. ПМ-НВ-336/4

2. Ж.-М. Натье. Портрет Петра 1 в рыцарских доспехах. Холст, масло. 1717. Музей Резиденции, Мюнхен.

3. Ж.-М. Натье (?). Портрет Петра 1 в рыцарских доспехах. Холст, масло. 1717. Государственной Эрмитаж, Санкт-Петербург.

4. Копия с Ж.-М. Натье. Портрет Петра 1 в рыцарских доспехах. Холст, масло. Частная коллекция.

Перейти к содержимому