Купить
билеты

Портрет Пауля Николаи кисти К. А. Йенсена

Каждый ценитель сказок Ханса Кристиана Андерсена представляет себе его лицо.
Автором самого известного портрета писателя был датский портретист Кристиан Альбрехт Йенсен. Картина была написана в 1836 году, хранится в Дании. Андерсен писал о портрете: «… поэт там выглядел весьма похожим на гения. Меня нашли прекрасным».

Мастер психологического портрета Кристиан Альбрехт Йенсен (26 июня 1792, Бредштедт — 13 июля 1870, Копенгаген) — знаковый художник, представитель Золотого века датского искусства, написавший более четырёхсот портретов за долгую жизнь. После обучения в Дании (Копенгаген, 1810–1816) и Германии (Дрезден, 1817–1818) Йенсен находился на практике в Риме (1818–1821, илл. 1), где зарабатывал на жизнь, рисуя копии старых шедевров. Он продолжал получать деньги от родителей из Дании и мечтал найти заказы на портреты. Мастер оставался в финансовых затруднениях, не получив от принца Фредерика вознаграждение за копии работ Рафаэля. Художник неудачно пытался устроиться в Гамбурге. В 1823 году вернулся в Копенгаген, где в 1824 году стал членом Академии, что ознаменовало начало карьеры портретиста. В следующий успешный период он получал заказы от высшей буржуазии и королевской семьи, написал множество элегантных портретов с изысканным использованием чёрного цвета и смелыми цветовыми сочетаниями. Влиятельные датчане, с которымимастер познакомился ещё в Риме, стали его клиентами, когда мастер вернулся домой. Портреты небольшого размера, сделавшие его популярным в Риме, обеспечили ему заказы в Копенгагене [1].

Историк искусства и биограф Йенсена Сигурд Шульц, который в 1932 году опубликовал свою двухтомную монографию о К. А. Йенсене, считал римские портреты — небольшие по размеру и написанные в эскизной манере — краеугольным камнем последующего успеха Йенсена в Дании как портретиста. Шульц распознал в этих ранних портретах то, что он считал фирменным знаком Йенсена, а именно способность подгонять размер своих холстов под финансы среднего класса в Копенгагене. Кроме того, Шульц указал, что годы, проведенные Йенсеном за границей, позволили ему создать сеть будущих клиентов на родине. Это наблюдение Шульца имеет важное значение для понимания того, как работает художник, чтобы получать заказы и зарабатывать на жизнь. Восемь римских портретов Йенсена действительно представляют собой отдельную категорию произведений искусства, поскольку они предназначались для его друзей, а не для показа на выставках. Шульц назвал группу небольших картин Venneportrætter [Портреты друзей], поскольку они показывают, с кем Йенсен общался во время своего пребывания в Риме. Эти портреты вряд ли были сделаны без цели, будь то эмоциональной или стратегической, или какой-то комбинации того и другого. Поэтому кажется разумным рассматривать эти произведения искусства как часть экономики дружбы, в которой получение подарка создает обязательство ответить на этот жест [3].

Йенсен добился коммерческого успеха, но официального признания не получил. Историк искусства и критик Нильс Лауриц Хёйен критиковал его стиль.  Обобщённая манера его живописи делала картины «незаконченными». Незаконченность, недосказанность академической манеры живописи, наличие локальных плоскостных пятен цвета, недостаточность лессировок, дающих объём и фактуру — вероятно, это отклики романтизма, предисловие к живописи конца XIX века и отсылка к иконописным образам. Но и светотень, и ракурс, и анатомические особенности пропорций лица, соблюдение реалистических принципов указывают на академическую манеру полотен. Его работы были более интроспективными, чем преобладавшие в то время полотна в неоклассическом стиле [2].

В 1824–1826 годах К. А. Йенсен написал портреты супруги российского дипломата в Дании Пауля Николаи и их детей. Портрет супруги 1824 года был, судя по всему, посмертным (Илл. 2): 26 февраля Александрина написала Паулю прощальное письмо, 15 марта — родила Симплицию, 28 марта – умерла. Подпись автора есть под спинкой стула — Iensen pixit 1824. Серия из шести портретов семерых детей Пауля в начале ХХ века ещё украшала кабинет усадебного дома в Монрепо (Илл. 3). Сейчас четыре полотна хранятся в Национальном музее Финляндии, два — в частной коллекции.

Портрет Пауля очень камерный (Илл. 4), словно для детской комнаты написан, для дочери. Портрет вполне мог предназначаться в дар к восемнадцатилетию Марии Николаи, в замужестве Барановой. Вспомним работу французского живописца Жозефа-Дезире Кура 1843 года, хранящуюся в Национальном музее Финляндии. Реплика полотна 1992 года есть в фондах музея-заповедника и сейчас украшает постоянную экспозицию. Паулю на портрете 66 лет. На портрете работы Йенсена ему 52 года. Автограф в правом верхнем углу — C. A. Iensen 1829.

После 1823 года отучившийся в Италии, поживший в Гамбурге, женатый на Катрин Лоренцен, дочери своего учителя, художник живёт в Копенгагене, утверждается как портретист и в 1824 году становится членом Академии художеств. С 1816 по 1847 год действительный и чрезвычайный посланник, полномочный министр России при датском дворе Пауль Николаи живёт в Копенгагене. Чтобы разобраться в истории создания и бытования нашего портрета, нужно продолжить исследования биографии художника. Очевидно, что размеры холста говорят о стоимости портрета. Пауль мог быть знаком с портретистом и получить от него в дар свой миниатюрный портрет. Этот вопрос предстоит исследовать. На особенности работы портретиста с цветом мы сможем взглянуть после чистки от поверхностных загрязнений, которые предстоят полотну во время реставрации. 

Теперь в России есть один подлинный портрет Павла Андреевича Николаи, а живопись Йенсена представлена ещё одной работой автора, кроме портрета Александрины Николаи в фондах Государственного Эрмитажа и портрета К. Ф. Гаусса в ГМИИ им. А. С. Пушкина из серии портретов учёных, написанных Йенсеном для Пулковской обсерватории. Портрет П. А. Николаи станет одним из самых привлекательных раритетов новой музейной экспозиции в Монрепо.

Материал подготовила Светлана Подзорова

Источники:

  1. Charlotte Christensen. C. A. Jensen. URL: https://lex.dk/C.A._Jensen 
  2. https://www.lindahall.org/about/news/scientist-of-the-day/christian-albrecht-jensen/
  3. Krogh Sine. Friendships and portraits in the age of romanticism. Reflections on Eight Portraits by C. A. Jensen // Romantik. Journal for the Study of Romanticisms. 2015. Issue 4. P. 27–47. 

Перейти к содержимому