Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) стал первым фотографом, который в начале XX века запечатлел всю красоту природы Монрепо в цветном изображении.
По образованию химик, по призванию фотохудожник, дворянского происхождения, из семьи военного. В юности интересовался художественным творчеством, хорошо играл на скрипке. В дальнейшем увлечение фотографией требовало глубоких знаний по химии, физике и математике, Д. И. Менделеев стал для него кумиром и учителем. Сергей Михайлович занялся научной работой, затем преподавательской деятельностью по фотохимии и фотографии, принимал участие в фотовыставках, неоднократно получая звания и награды. Фотография стала делом всей его жизни.
В начале 1900-х годов в Санкт-Петербурге на ул. Большой Подъяческой д.22, кв.37 находилась его фотолаборатория и мастерская.
Кстати, на Большой Подьяческой улице в 1797 году купил особняк барон Людвиг Генрих Николаи, владелец выборгского имения Монрепо, живописные пейзажи которого, спустя век фотографировал Прокудин-Горский. Вот что писал Николаи графу Семену Романовичу Воронцову в мае 1797 года: «На днях я совершил весьма благоприятное приобретение. Я купил особняк в Петербурге, должно быть, один из самых аккуратно и надежно построенных. Особняк сей находится на некотором удалении от сосредоточия придворной жизни, на Подьяческой улице. Особняк сей всецело соответствует моим вкусам».
В Петербурге С. М. Прокудин-Горский работал издателем и редактором журнала «Фотограф-любитель», писал статьи о ручном фотоаппарате и печатании негативов.
В 1903 году в Германии, по чертежам А. Мите, была изготовлена фотокамера по индивидуальному заказу Прокудина-Горского для фотографирования методом «трехцветной фотографии». В данном методе съёмка осуществлялась через красный, зеленый и синий фильтры, когда все три цвета экспонировались на стеклянную фотопластину формата 24×9 см. Годом ранее Прокудин-Горский проходил обучение в одной из Берлинских фотошкол под руководством А. Мите. Как только Прокудину-Горскому была доставлена камера, он сразу отправился в путешествие по Великому княжеству Финляндскому. Свои первые съёмки Сергей Михайлович осуществил в сентябре 1903 года, когда были отсняты осенние кадры Карельского перешейка, Сайменского канала, Выборга и его окрестностей.
Прокудин-Горский сделал серию фотографий и в парке Монрепо. Ясным осенним утром Сергей Михайлович прибыл в г. Выборг. Запечатлев исторические виды старого города, он отправляется в имение Монрепо в котором он, скорее всего, был уже не в первый раз. Монрепо привлекало его редкими пейзажными видами, тихими уголками парка, зеркальной водной гладью. Так появились и сохранились до наших дней следующие фотоизображения:
Скульптура Вяйнямёйнена, вид на остров «Турецкой Палатки» (по ошибке автора, данная фотография была подписана в альбоме как «На Сайменском озере»). Также на двух фотографиях Прокудина-Горского изображена «Капелла Людвигсбург», названная автором как «Замок в Монрепо» и «Усыпальница». Последний снимок сохранился только в виде открытки. Данные фотографии, скорее всего, были сделаны Прокудиным-Горским в разное время (из-за визуальных отличий двух снимков).
В конце 1905 года Прокудин-Горский планировал издать более 400 цветных открыток с лучшими фотографиями из его путешествий 1903-1905 годов с видами Великого Княжества Финляндского, Петербурга, Кавказа и Крыма, но из-за недостатка в финансировании удалось издать только около 90 почтовых открыток. В данный список вошли и утраченные изображения, сделанные в Монрепо, названные автором как «Купальня», «Клумба цветов» и «Уголок в парке Монрепо».
Судьбоносной была встреча и знакомство с Николаем II в мае 1909 года. Сергей Михайлович был приглашен в Царское Село для показа своих фотокартин. Восхищенный Император дает разрешение на реализацию проекта «Вся Россия» и право для повсеместной съёмки.
Прокудин-Горский отправляется на специально оборудованном поезде в экспедицию по Российской Империи, также в его распоряжение был предоставлен пароход с командой и автомобиль «Форд». Цель экспедиции — запечатлеть в цветной фотографии достопримечательности необъятной и прекрасной Родины и сделать коллекцию доступной самой широкой публике. Проект был рассчитан на десять лет и требовал много сил, времени и знаний.
Сергей Михайлович снимал монументальную архитектуру, стараясь передать геометрию форм и живописность объекта, с удивительной читаемостью деталей на видовых снимках. Фотографировал он и известных, выдающихся личностей: семью Романовых, писателя Льва Толстого в его юбилей, оперного певца Федора Шаляпина. Фотографии его отличались яркостью и выразительностью.
Заключительная поездка по России в 1916 г. состоялась в г. Мурманск и на Соловецкие острова.
В 1918 году Сергею Михайловичу из-за осложнившейся политической обстановки пришлось уехать из страны, в которую он уже не вернется.
Около 2 тысяч негативов Прокудина-Горского в 1948 г. были куплены Библиотекой Конгресса США, где они хранятся по настоящее время. Особое восхищение вызывает не только качество сохранившейся части коллекции, но и преданность своему делу и отношение фотографа к творческому процессу.
Он был высокодуховной личностью, большим профессионалом своего дела, гениальным в своей методике, увлеченный идеями и новыми изобретениями, посвятивший большую часть своей жизни фотографии. Он хотел, чтобы подрастающее поколение знало, чем богата историческая Россия.
С.М. Прокудин-Горский, фотограф-пейзажист своего времени, оставил яркий след в истории Монрепо.
Мл. научный сотрудник Салманов А. С.
При написании статьи были использованы следующие источники:
1. «Великие умы России. Том 3» Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Сёмова Л.В. ИД КП, 2016.
2. «Российская Империя в цветных фотографиях». Сергей Михайлович Прокудин-Горский. ИД АСТ, 2017.