Купить
билеты

Кино в Монрепо: 62 года назад режиссер Евгений Николаевич Андриканис снимал в Выборге и Монрепо фильм «Северная повесть»

28 ноября 1960 года состоялась премьера фильма «Северная повесть», созданного на киностудии «Мосфильм». Картина была снята по повести Константина Георгиевича Паустовского.
«Северная повесть» была опубликована впервые в журнале «Знамя» в 1938 году под названием «Северные рассказы». За экранизацию повести взялся режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР Евгений Николаевич Андриканис, фронтовой кинооператор. Он служил на Воронежском фронте, а потом был откомандирован в расположение авиационного полка «Нормандия-Неман», в котором служили французские летчики. Андриканис снимал вылеты самолетов на боевые задания, быт и досуг летчиков. Евгений Андриканис принимал участие в съемках первого цветного советского кинофильма — «Парад Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года». Многие кинооператоры были привлечены к работе над фильмом, в том числе и Евгений Николаевич.

Фильм «Северная повесть» снимался в Выборге. В газете «Выборгский коммунист» за 28 февраля 1960 года была опубликована статья Владимира  Верушкина «На съёмках «Северной повести»: «В 1957 году, находясь в далёкой жаркой Индии, где проходили съёмки фильма «Хождение за три моря», Е.Н. Андриканис – оператор фильма не переставал думать о нашем суровом северном крае. Там, в Индии, и созрело решение создать картину по замечательному произведению талантливого советского писателя Константина Паустовского «Северная повесть».

Режиссёр-постановщик фильма заслуженный деятель искусств РСФСР Е.Н. Андриканис:

«В Выборге я бывал много раз. Ещё в 1941 году мне довелось снимать здесь фильм «Машенька». Лучшей натуры для съёмок не найти. В вашем городе будет снята вся историческая половина фильма: сцены казни солдата Тихонова, встречи Анны и Бестужева, прогулка их в парке Монрепо, дуэль Бестужева с полковником Киселёвым и смерть Бестужева».

Весь большой коллектив съёмочной экспедиции (а он насчитывает около 60 человек) стремится к тому, чтобы создать страстный по своей идейности, насыщенный революционной романтикой фильм.

Сейчас работы в полном разгаре, в середине лета съёмки будут закончены».

Работая над картиной, режиссер посылал Паустовскому фрагменты отснятого материала, а тот в ответ – свои советы и пожелания. Паустовский был очень доволен такой совместной творческой работой и говорил: «Если бы вся картина была такой чистой, сильной и действенной, как эти куски, то, очевидно, сбылась бы самая затаенная мечта режиссера и столь же затаенная мечта автора о полном слиянии прозы и кино». До «Северной повести» произведения Паустовского уже экранизировались («Лермонтов», «Телеграмма», «Кара-Бугаз»), но работы не нравились писателю. Он был раздражен кинематографом и писал Константину Федину: «Я проклял кино на веки веков. Ничто не доставляло мне таких отвратительных огорчений, как кино и киношники».

Фильм «Северная повесть» стал единственным фильмом, который Паустовский одобрил, назвав его примером «идеального перенесения литературной прозы на язык киноискусства». Фильм стал рекордсменом – за первый год проката его посмотрели 31,3 миллиона зрителей.

Фильму уже более 60 лет, а современный зритель, зритель XXI века, с интересом смотрит фильм о любви, об офицерской чести и благородстве. Вот отклики современного зрителя о «Северной повести»:

  • «Фильм о нежнейшем чувстве — о любви, смотрится с замиранием сердца. Очень трогательно. Красивый фильм» (Ольга).
  • «В «Северной повести» соединились романтические и трагические мотивы… Замечательный фильм, великолепный актерский ансамбль!» (НВЧ).
  • «Этот романтичный фильм есть прекрасная, возвышенная симфония — так он хорошо продуман, замечательно и соразмерно выстроен, ни кирпичика не вынуть из этой тесной кладки» (А. Гребенкин).
  • «В «Северной повести» невероятно красивые съемки природы, я, когда смотрела, не ожидала этого от такого уже довольно старого фильма. Но ради них его во многом стоит смотреть – и, кстати, эта поэзия природы была успешно перенесена из исходного текста Паустовского».

Позволю себе привести небольшой фрагмент из повести: «Ботнический залив был скован льдом. Высокие сосны трещали от стужи.
Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег. Залив угрюмо блестел по ночам, как черное стекло, и отражал звезды…
Однажды Бестужев высказал желание пробежать вместе с Анной на лыжах на соседний остров. Анна засмеялась и согласилась.
Вышли они утром. В лесу было сумрачно. Сухие сосновые иглы медленно падали к их ногам. В густых чащах Анна воткнула палки в снег и остановилась.
«Смотрите, – сказала она, – может быть, на вашей родине вы никогда не увидите этого».
Зрелище, открывшееся их глазам, было исполнено необыкновенной прелести. В чащах стояло безмолвие и не было ни малейшего ветерка. Вверху же, над вершинами леса, дул слабый ветер. Он сбрасывал с ветвей снег. Сотни снежных хлопьев падали сверху, серебрясь в косых лучах солнечного света, придававшего зимним чащам таинственное освещение. Хлопья падали, задевали за ветки, рассыпались в длинные, медленно спускавшиеся к земле полосы белой пыли, шуршали вокруг, как сухой дождь».

А ведь невероятно красивые кадры природы сняты у нас в парке Монрепо! Пересмотрите «Северную повесть» — вы непременно узнаете и полуостров, на котором в 1960 году еще не было Храма Нептуна, и панораму острова Палатки, и большой валун в заливе между пристанью и полуостровом Нептуна.

Более 60 лет назад у нас в Монрепо снимались Олег Стриженов (Павел Бестужев), Ева Мурниеце (Анна), Николай Свободин (полковник Киселев), Валентин Зубков (солдат Тихонов). А еще пробы для работы в фильме проходил Владимир Высоцкий. Но на роль Солдата его почему-то не утвердили.

Материал подготовила Наталья Лисица,
научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо»

Интернет-ресурсы:

  • https://csdfmuseum.ru › names › 52-евгений-андриканис. Музей ЦСДФ;
  • https://godliteratury.ru › mnogo-kriku-suety-i-bestolochi;
Перейти к содержимому