Купить
билеты

Иван Иванович Шишкин. «В парке Николаи в Выборге»

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…

М. Ю. Лермонтов

Северная природа обладает удивительным свойством — её простота и естественность притягивает и вдохновляет талантливых людей: живописцев, поэтов и мыслителей. Природа английского пейзажного парка Монрепо не оставила равнодушным знаменитого пейзажиста, академика живописи Ивана Ивановича Шишкина. Художник, тонко чувствовавший натуру, умел раскрыть в своих картинах всю мощь и глубину природы русского севера. Он много путешествовал по Карельскому перешейку, делая наброски, которые потом превращались в живописные полотна. На рубеже 1880-1890-х годов в его произведения все более настойчиво входят мотивы Карельского перешейка, прибалтийских лесов, побережья Прибалтики. Лето 1888 года Шишкин провел в Шмецке близ Нарвы, позже он много путешествует вдоль побережья Финского залива, делая зарисовки и создавая картины «болотистого и нетронутого леса». С ранних лет Шишкин был уверен в том, что «пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище», именно поэтому с каждым годом творчество художника последовательно обогащалось поэтическим содержанием. 

В Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых хранится интересный альбом с пятнадцатью этюдами работы И. И. Шишкина. Зарисовки природы Карельского перешейка выполнены карандашом, период их создания неизвестен.  Рисунок небольшого размера (14х19.5 см) на тонкой бумаге наклеен на картон. Едва очерченные формы позволяют различить низкий плотный кустарник на первом плане, которому противопоставлен мощный сосновый лес, погружённый в тень – художник не намекает, а даёт прямое указание штрихами уверенного карандаша.  В правом нижнем углу надпись, сделанная рукой самого художника: «В парке Николаи в Выборге»

Когда же живописец бывал в Монрепо? Можно только предположить, что альбом относится к раннему периоду творчества художника. Именно в этот период Шишкин —  студент Академии художеств, много путешествует по окрестностям Петербурга, летом живет и занимается живописью на острове Валаам, совершенствуя художественные навыки. Подлинной школой для Шишкина стал остров Валаам, именно в этот период творчества он приобретает собственный стиль и тонкое видение природы. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль. На протяжении всей жизни Шишкин возвращается к изображению северной природы. Вот один из отзывов о его картинах, представленных на художественной выставке в залах генерал-губернаторского дома в 1873 году: 
«Большой пейзаж Шишкина «Лесная глушь» представляет сырой, заросший разнообразными породами деревьев, лес. […] Шишкин тщательно с намерением избегает всего, что способно искусственно возвышать естественную поэтичность сюжета, каковы, например, эффекты освещения или выбор необыкновенных форм. Его лес совершенно верен природе, он вовсе не особенно красивый лес».[1]

Графическое наследие Шишкина еще ждет своих исследователей и выставок. Возможно, среди неизвестных широкой публике работ Шишкина обнаружатся и другие работы с видами парка баронов Николаи в Выборге. 

Материал подготовила мл.н.с Прудникова О. О. 

Использованные источники:

  1. Государственный каталог музейного фонда РФ. [Электронный ресурс] // Режим доступа — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18284210 — (дата обращения: 19 июля 2019 г.);
  2. Современники о художнике. [Электронный ресурс] //  Режим доступа — http://biography.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st044.shtml — (дата обращения: 18 июля 2019 г.)

Иллюстрации:

  1. И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. Масло. 1880. ГРМ
  2. Иван Иванович Шишкин.  «Пейзаж с охотником. Остров Валаам».1867. ГРМ;
  3. Рисунок из альбома И. И. Шишкина. «В парке Николаи в Выборге».  Вятский художественный музей им. Васнецовых. Режим доступа — https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=18284210 — (дата обращения: 19 июля 2019 г.);

[1] «Виленский вестник», 1873, 5 мая, № 96. Без подписи

Перейти к содержимому