Фотограф Фредрик Диль (Fredrik Diehl) является автором семейного фотоснимка рода Николаи-Пален, на котором изображена Софья Егоровна Николаи (Мейендорф) (1835-1910) с внуками. На руках у Софьи Егоровны маленький Ники (Николай Константинович), рядом его сёстры: Маргарита Константиновна, София Константиновна и Елена Константиновна. Копия фотографии хранится в фондах музея-заповедника «Парк Монрепо».
Фредрик Диль родился в городе Христиания (Осло) в 1847 году в семье портного. После окончания городской школы Диль обучался фотографии в студии известного норвежского мастера Кристофера Фигенбаума (1834-1925), а также работал ассистентом в нескольких фотоателье в Осло. В период с 1873 по 1880-е годы Диль совершает несколько учебных поездок в Германию, Данию и Шотландию. В 1882 году Диль переехал в Гельсингфорс, где вместе с фотографом Чарльзом Ризом основал фотоателье «Charles Riis & C:o» [1].
В 1887 году Диль перебрался в Выборг и открыл собственную фотостудию. Фотоателье Диля было распложено по адресу: Екатерининская (Крепостная) улица, дом №4, напротив отеля «Andrea» [2]. Студия Диля считалась одной из самых передовых в Выборге и бизнес приносил ему очень хороший доход. В 1901 году фотостудия Диля переезжает в дом №22 на Екатерининской улице в бывшее фотоателье «Apollo» [4], которым до 1900 года владел Карл Эмиль Стольберг (1862-1919) [6] выдающийся фотограф, пионер финляндского кинематографа.
Фредрик Диль являлся членом «Ассоциации финляндских фотографов» (Finlands Fotografers Förbund). Главными целями ассоциации были: обмен опытом и проведение семинаров среди профессионалов, а также организация фотовыставок. Диль присутствовал на торжественном заседании по случаю создания ассоциации, которое состоялось 12 января 1897 года в одном из ресторанов Гельсингфорса [3]. Всего на собрании присутствовал 21 фотограф, среди них: Даниэль Ниблин [5], Карл Эмиль Стольберг [6], Сигне Брандер [7], Якоб Индурский [8] и другие известные фотографы, оставившие после себя бесценное творческое наследие – уникальные фотоснимки Выборга и парка Монрепо на рубеже XIX-XX веков.
Материал подготовил мл. научный сотрудник
Салманов А. С.
При написании статьи были использованы следующие источники:
1. Wiborgs Nyheter. №217. 19.09.1904. P.2.
2. Wiborgsbladet. №155. 09.07.1897. P.1.
3. Östra Finland. №37. 15.02.1897. P.3.
4. http://kukakuvasi.valokuvataiteenmuseo.fi/tietuekortti/valokuvaaja/1473 (Дата обращения 24.02.2021).
5. http://www.parkmonrepos.org/novosti/daniel-niblin-talant-i-izvestnost (А.С. Салманов – «Даниэль Ниблин – Талант и известность»).
6. http://www.parkmonrepos.org/novosti/tvorcheskiy-poisk-geniya-monrepo-v-f… (А.С. Салманов – «Творческий поиск гения: «Монрепо» в фотографиях Карла Стольберга»).
7. http://www.parkmonrepos.org/content/tvorcheskiy-put-signe-brander (А.С. Салманов – «Творческий путь Сигне Брандер»).
8. http://www.parkmonrepos.org/content/yakob-indurskiy-zhizn-uspehi-i-zaslugi (А.С. Салманов – «Якоб Индурский – Жизнь, успехи и заслуги»).