Купить
билеты

Фотомастер эпохи

Михаил Зейферт (1832-1894), с его появлением началась эпоха черно-белой фотографии в Монрепо в середине XIX века. Считался одним из первых фотохудожников-натуралистов во всей истории фотографии. Родился в Пруссии. Способности юноши и увлечение фотоискусством проявились рано, он обладал хорошей зрительной памятью. С 1861 года началась его творческая фотографическая деятельность в Финляндии.

С 1862 года постоянным местом жительства стал Выборг, посетив город однажды, он решил остаться в нём навсегда. До приезда в Выборг Зейферт работал фотографом в Вене, Гамбурге, Штутгарте и Копенгагене [5].
В период с 1860-х по 1880-е годы был самым известным выборгским фотографом, профессионалом в своей области. В центре Выборга на Соборной площади, в здании, где располагалась Новая ратуша, находилось его фотоателье, зарабатывал он исключительно портретной фотосъёмкой, предлагая посетителям услуги ретуши и растушевки (плавное растворение краев изображения в форме овала). Для этого Зейферту периодически приходилось публиковать объявления в газете, чтобы привлечь своих клиентов, указывая при этом более низкую стоимость, создавая конкуренцию другим фотографам.

«Почтеннейшей публике честь имею известить что мною Опять здесь открыта Фотография по улученной удобнейшей методе, чтобы данные мне заказы могли быть исполняемое со всею возможною точностию.
Цены же будут по прежнему:1 Дюжина визитных карт по 5-ти Рублей  ½ Дюж. по 3 Рублей. 1 Портрет 1 р. 50 коп. Портреты в большем размере с рамою от 3 до 6 и 10 Рублей; Групные, смотря по числу лиц и формату от 5-ти до 15 Рублей с екземпляра. Копии ставятся по дешевле
.

Почтеннейше рекомендуется.
СЕЙФЕРТ.
В доме Социетета в Выборге»
.
[3.4]. (Орфография и пунктуация сохранена – примечание А. С.)

Михаил Зейферт ‒ автор уникальных фотоснимков, в июле 1865 г. он произвёл съёмку панорамного вида Выборга, фотокадры были сделаны с верхней точки «Часовой башни» способом склейки из примерно двадцати восьми кадров. Размер панорамы 13х137 см, предназначалась она в качестве подарка Выборгскому бургомистру Роберту Исидору Эрну. В следующем году Зейферт принял участие в Стокгольмской промышленной выставке, там были представлены его фотоработы, а также известный панорамный вид Выборга [5]. В 1870 году он участвовал в ХIV Всероссийской мануфактурной выставке, состоявшейся в Петербурге, где был удостоен награды. Летом 1885 г. Зейферт запечатлел визит Императора Александра III, прибывшего в Выборг с семьей на императорской яхте «Александрия», торжественная встреча состоялась на Абоском (Крепостном) мосту. Фотоснимок выполнен в сепии (коричневом тоне).

Первые съёмки на «натуре» выполнены Зейфертом в Монрепо в начале 1870-х годов. Вероятнее всего именно Михаилом Зейфертом зафиксированы первые фотокадры, остальные же фотографы работали в основном в павильонах, на фоне рисованных художественных декораций [1]. Съёмка на «натуре» требовала от фотографа не только иного мышления, но и ставила перед ним принципиально иные технические задачи. Мотивацией послужило стремление найти что-то новое, совершенно отличающееся от предыдущих фоторабот. Фотосъёмка производилась достаточно сложно и требовала при этом больших навыков и профессионализма. Зейферт смог найти способ экспозиции объектов, где самую важную роль играло освещение. Исторические фотокадры были успешно выполнены в монохроме, а в 1882 г. Зейферт объявил о планах выпускать свои фотоснимки в цветном изображении [5].     

                                  
В 1875 году выборгским издателем и переводчиком Э. Эльфстрёмом было опубликовано 5-е издание поэмы Л.Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии. 1804». Книга иллюстрирована литографиями, напечатанными на качественном полиграфическом оборудовании немецким издательством Ph. Frey & Co. (Франкфурт-на-Майне), по оригинальным фотографиям Зейферта с использованием метода фотолитографии ‒ при котором на поверхность литографского камня, покрытого светочувствительным слоем, экспонируется негатив. Затем литографский камень заливается краской и проявляется в горячей воде. Далее изображение обрабатывают как обычную литографию [4]. Всего в поэме насчитывается семь фотолитографических изображений Зейферта, а именно: «Репродукция Л.Г Николаи», «Паульштайн», «Источник Сильмии (Нарцисс)», скульптура «Вяйнямейнена, играющего на кантеле», «остров Людвигштайн», «Павильон Мариентурм», «Обелиск братьям Броглио» [2.4].
Творческий взгляд Михаила Зейферта показал всю красоту Монрепо в период расцвета.

Материал подготовил мл. научный сотрудник
Салманов А. С.

При написании статьи были использованы следующие источники:
1. В. Шпетерман. Фотография в Монрепо. 1870-е – 1930-е годы/Монрепо: Альманах. – СПБ., 2004. – 48 с., ил.
2. Nicolay L.H. Das Landgut Monrepos in Finnland 1804. Elfström, Wiborg 1875
3. Wiborgs Tidning. №:0 18. Lördagen den 5 Mars 1864
4. Реставрация произведений графики: Методические рекомендации. / Сост.: Л.Л. Метлицкая, Е.А. Костикова. М.: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1995
5. http://kukakuvasi.valokuvataiteenmuseo.fi/#valokuvaaja/344  (Дата обращения 03.09.2018)

Перейти к содержимому