Купить
билеты

Фотографический взгляд Трофима Худова

Трофим Николаевич Худов (1880-1950) –один из тех немногих фотографов, которые работали в разные годы в парке Монрепо. Его имя на протяжении тринадцати лет было тесно связано с парком. Но сначала, когда Т.Худову исполнилось 24 года, онотправился со своими друзьями в Финляндию. Эта поездка полностьюизменила его жизнь.
В 1904 г. он переезжает в Иматру, там же устраивается в ресторане санатория «Рауха» на должность метрдотеля. Место находилось в окружении соснового леса и славилосьне только чистейшим воздухом, но и своими лечебными хвойными ваннами, которыми восхищались аристократы. Санаторий пользовался большой популярностью, среди отдыхающих были известные литераторы, философы, поэты и другие знаменитости.

   Знание нескольких языков и общение с творческой интеллигенцией поможет Худову в дальнейшем обрести вдохновение, которое станет для него главным в жизни.

   Судьбоносной была и встреча Худова с его будущей женой Альбертиной Ясевич-Врублевской латышско-польского происхождения, которая возвращалась от родственников из Санкт-Петербурга домой в Ригу. По путиона остановилась в санатории для отдыха, где и произошло их знакомство.    

   Персонал в «Раухе» состоял в основном из русских эмигрантов, это и повлияло на ряд событий, которые изменили все их планы. В 1924 г. Санаторий был сожжен, и Трофим Худов принимает решение вернуться с женой и сыном Михаилом в Выборг. Они поселились сначала на окраине острова Сорвали, затем переехали в центральную часть острова.
Остров Сорвали в то время находился во владении потомков баронов Николаи. Они проявляли заботу о жителях острова Сорвали, там был открыт благотворительный духовно-общественный центр «Тоуколла». В центре проходили мероприятия, где встречались верующие и неверующие жители, они участвовали в различных кружках, нуждающимся оказывалась благотворительная помощь. Всего было открыто два духовно-общественных центра под патронажем семьи Николаи.    

   Волею судьбы дальнейший жизненный путь Т.Н Худова оказался связан с фотографическим творчеством, а именно фотосъемкой. Его увлечение и интерес к парку Монрепо оценили положительно и по приглашению баронессы Николаи, сестры Павла Николаевича, последнего барона по мужской линии рода Николаи, он становится фотографом в парке Монрепо.
В течение тех лет, которые он отработал в имении, им были запечатлены все главные объекты парка, но сохранились всего три пейзажных фотоснимка Монрепо: «Вид Главного усадебного дома и Библиотечного флигеля», «Пристань с видом на остров Палатки», «Вид с пристани острова Палатки на Главный Усадебный комплекс». Трофиму Худову удалось создать свой образ, свой стиль в фотосъемке объектов.

   В 1926 г. у Т.Худова произошло главное событие в его семье –родилась его дочь Ирина в будущем известная балерина и гордость родителей. Ирина Худова посвятила жизнь балетному искусству, ей аплодировали зрители многих стран мира.

    В 2003 г. лично Ириной Худовой были переданы в дар музею Монрепо фотокамера и фотографии её отца Трофима Николаевича. Уникальность фотоаппарата состоит в том, что он принадлежал её отцу. Этой камерой Т.Н. Худов фиксировал парковые объекты, семью баронов Николаи, фотографировал свою семью, друзей, а также местных жителей и гостей парка.

    В настоящее время фотоаппарат немецкой компании Ernemann и  фотографии находятся в музейном собрании «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».

Материал подготовил мл. научный сотрудник
Салманов А. С.

При написании статьи были использованы материалы:
1.Irina Hudova. Maailmallatanssien. ToimittanutLeenaJarsta. Helsinki: WSOY, 2002.

Перейти к содержимому