Финский искусствовед Карл Конрад Мейнандер, побывавший в Монрепо, оставил подробные описания парка и усадебного дома. Вот как выглядела «царская комната» усадьбы Николаи: «Слева от гостиной в длинной анфиладе первой следует маленькая, так называемая «царская комната», с портретами членов русской императорской фамилии. Известный придворный художник Лампи изобразил Екатерину II, Павла I и его супругу Марию Федоровну, сестру принца Вюртембергского. Здесь находятся также портреты Александра I (пастель), Николая I и Александра II (масло), а также мраморные бюсты Александра I и Николая I, ранее стоявшие в Людвигштайне, но после революции перенесенные сюда из опасения их повреждения».
В 1823 году, во время службы в Копенгагене, Пауль Николаи заказал мраморное изображение бюста русского императора Александра I датского скульптора Торвальдсена. С самим Торвальдсеном Пауль Николаи встретился в Копенгагене в 1820 году, когда тому поручили скульптурное оформление главного собора Копенгагена – собора Богоматери.
Бертель Торвальдсен по окончании Академии художеств в Копенгагене уехал в Рим, где с восхищением погрузился в богатый мир античного искусства и с величайшим почтением изучал творения великого Рафаэля. Не удивительно, что все его лучшие произведения – на античные сюжеты: «Венера с яблоком», «Ганимед, кормящий Зевсова орла», «Амур и Психея».
Торвальдсен был очень популярным скульптором, представители европейской аристократии охотно заказывали у ваятеля свои скульптурные портреты. У русской знати Торвальдсен стал популярным после того, как изваял бюст императора Александра I. Российский государь лично позировал скульптору. Это произошло в 1820 году, в Польше, во время традиционного путешествия императора по России и Царству Польскому. По свидетельству московского почт-директора А.Я. Булгакова бюст императора имел большой успех и копировался. Так, Алексей Андреевич Аракчеев в одной из комнат своего дворца в имении Грузино установил бюст императора Александра работы датского скульптора Торвальдсена. А Александр Сергеевич Пушкин написал эпиграмму «К бюсту завоевателя»:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
Работая над бюстом Александра, Торвальдсен удивлялся странному раздвоению прекрасного лица: верх – грозный и нахмуренный – и улыбка на губах. Это не нравилось скульптору. «Questa è una bruta figura». «Какое грубое лицо», — говорил он.
Один из скульптурных портретов Александра Павловича работы Торвальдсена находится в Эрмитаже, есть бюст Александра и в Ораниенбауме. А вот судьба мраморной копии из усадьбы Монрепо, увы, неизвестна. Сохранилась лишь фотография, сделанная в 20-е годы в имении Монрепо. На снимке – Мария Николаевна, внучка Пауля Николаи. А у окна – мраморный бюст императора Александра, сделанный по заказу ее деда…
Материал подготовила библиотекарь музея-заповедника
«Парк Монрепо» Лисица Наталья
При написании статьи использовались материалы:
Meinander K. K. Monrepos // Herragårdar i Finland. – III. – Hels., 1929. Из архива музея-заповедника.
А также интернет-ресурсы:
- https://arkivet.thorvaldsensmuseum.dk/…/nicolay-paul-von.
- www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=827
- portal-vn.ru/vpechatleniya/vospominanie-o-malenkom-peterburge
Иллюстрации:
- Портрет Марии Николаевны Николаи. (www.kuvakokoelmat.fi). Музей Лаппеенранты.
- Портрет императора Александра I. Бертель Торвальдсен. Государственный Эрмитаж.
- Портрет императора Александра I. Скульптор Бертель Торвальдсен. Мрамор. Государственный музей-заповедник Ораниенбаум.