Купить
билеты

«Анималистический натюрморт» в столовой усадебного дома Монрепо

Иоганн Фридрих (Иван Фёдорович) Гроот (1717 — 1800) — немецкий живописец-анималист, который работал в Петербурге с 1743 года. До этого мастер трудился в Вене. Большую часть жизни И. Ф. Гроот прожил в России, преподавал в Академии Художеств. Анималистика была новой областью для русской живописи XVIII века.

Сын и ученик придворного живописца из Штутгарта Иоганна Кристофа Гроота приехал в Петербург вслед за старшим братом, портретистом Георгом Гроотом. В декабре 1748 года он был принят на придворную службу «для украшения» царскосельского охотничьего павильона. Писал сцены охоты для Большого дворца в Царском Селе, занимался реставрацией, профессия стала для него новой. Его отреставрированные натюрморты были переданы в Академию художеств, где он стал первым педагогом класса “зверей и птиц”. Его работы долго служили образцами для обучения молодых живописцев.

Благодаря художнику в русской живописи родился жанр «зверописи», а в стенах Академии художеств получило образование целое поколение русских анималистов. В юбилейном справочнике Императорской академии художеств (1764-1914) говорится: «У живописца зверей Гроота было много отлично подражавших ему учеников».

В 1765 году Иоганн Гроот получил от Академии художеств звание академика, в 1766 – советника Академии, в 1774 – почетного вольного общника. С 1763 по 1775 руководил классом „живописи зверей и птиц“. Мастер виртуозно писал птичьи перья, мех животных, что прославило его еще на родине. За время пребывания в России он написал множество натюрмортов и сцен с животными и птицами.

В начале XVIII века европейская анималистика изображала в основном флору и фауну дикой природы, европейская живопись практически освободилась от антропоцентрического влияния христианской церкви, поэтому художники-анималисты изображали диких животных как свободных существ.

В России же художники лишь осваивали технику письма маслом, живопись была экспериментальной во многом, анималистического жанра отдельно ещё не было и мастеров этого искусства в России не было. Творчество Иоганна Фридриха Гроота сыграло роль первой анималистической школы в России, старший брат Георг Гроот рекомендовал его при дворе на русскую службу. Натюрморт, бытовой и анималистический жанры были меньше востребованы, чем исторический, мифологический и портретный, но факт появления и популяризации на базе Академии художеств нового жанра был важен.

Гроот внимательно относился к композиции и мельчайшим деталям, искал ракурс и позу животного, показывал разнообразный мир животных и птиц, мог лучше Жана-Батиста Удри в Париже показать перья птиц и шерсть зверей. Одна из самых обширных анималистических серий в творчестве И. Гроота – мотивы с изображением сцен охоты. Он положил основание охотничьей тематики в русской живописи. Он был первым, кто показал такое разнообразие видов животных и птиц. Специально для охотничьего павильона «Монбижу», построенного по проекту Ф. Б. Растрелли в Царском Селе, Гроот выполнил 56 картин.

Не менее популярны в европейской живописи XVII-XVIII века благодаря своей предметности и экзотичности были «анималистические натюрморты», к числу которых можно отнести полотно, украшавшее интерьер Столовой в Усадебном доме Монрепо (на фотографии начала XX века — верхний ряд справа).

Картина в коричневых тонах написана в Санкт-Петербурге. Слева изображена белая пушистая собака, напоминающая кокер-спаниеля, рычащая на белого кота с коричневыми пятнами. Кот стоит над мертвой птицей. У него злые глаза, он показывает зубы. Картина, где ощутима камерность, показывает интерьер крайне лаконично – угол оконного проёма слева вверху, широкой доской устлан пол. Окружение напоминает кулисы, где происходит сцена. Иоганн Гроот односторонен в подходе к моделям, поэтому иконографический строй повторяется, есть и стилистическое единообразие.

Известны ещё картины, где сталкиваются кот и собака. Но зверь–«победитель» у Гроота не похож на героя, тело напряжено, поза неустойчива, сцена театральна, и живое и мёртвое животное великолепны в своём «зверином уборе». Когда смотришь на картины Гроота, понимаешь — он изображал всех, кто оказался перед его взором. Только человека он не изображает и ничем не намекает на его появление. Оценивать творчество живописца Иоганна Фридриха Гроота правильно по изображениям сцен охоты, но примером мастерского умения работать с фактурами животных является и образец «натюрморта», бывшего частью интерьера дома Монрепо.

Материал подготовила Светлана Подзорова

Иллюстрации:
1. Собака и кошка. 1788. Холст; масло. 66 х 82, 5. Национальный музей Финляндии.
2. Собака и кошка у стола с битой птицей. 1754. Холст; масло. 116 x 137,5. ГРМ
3. Натюрморт: серо-белый глухарь. 1771. Холст; масло. 54 х 41 см. ГЭ
4. Интерьер столовой Усадебного дома. Фото. ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Литература:
1. Портнова И. В. «Зверопись» немецкого художника XVIII века Иоганна Гроота и его роль в формировании русской анималистической школы. // Вестник МГУКИ. Июль–август 4 (30) 2009 г.
2. Портнова И. В. Становление и развитие отечественного анималистического искусства XVIII-XX веков: вопросы жанра. // https:// www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2012_5-2_37.pdf
3. https:// rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/groot_if/index.php

Перейти к содержимому