Можно ли увидеть Монрепо первой половины 19 века глазами его владельцев? В одном из частных собраний Германии хранятся акварели, созданные дочерью Пауля Николаи – Октавией Джейн .
О личности второй дочери Пауля Николаи известно немного. Октавия Джейн Катрин Александра Николаи (1813–1874), дочь Пауля и Александрины Симплиции Николаи, родилась 8 февраля 1813 года. В 1830 году Пауль Николаи пригласил в качестве учителя для детей начинающего художника из Дании Кристиана Фердинанда Кристенсена. Ему было поручено эстетическое воспитание семерых наследников рода Николаи, в том числе – Октавии. Очевидно, девушка делала успехи в рисовании, работая под руководством мастера.
В собрании Государственного Эрмитажа хранятся акварели К. Ф. Кристенсена (Монограммист F. C.), композиции которых удивительным образом схожи с теми, что написаны рукой наследницы рода Николаи. Весьма занимательно сравнивать акварели, которые, вполне вероятно, создавались в одно время во время совместных пленэров мастера и ученицы. Есть что-то трогательное и волнующее в нетвёрдых прорисовках Октавии, есть свежий ветер в движении облаков и немного тревоги в безлюдных композициях.
Кристенсен часто запечатлевал владельцев имения на своих геометрически точных и подёрнутых дымкой листах, исполняя, по всей вероятности, волю заказчика. Эти акварели, некогда украшавшие интерьеры Главного усадебного дома Монрепо, запечатлели для потомков образ пейзажного сада, окружённого любовью нескольких поколений рода Николаи. Наше счастье, что у нас сегодня есть возможность видеть Монрепо таким, каким он был в середине 19 века, каким он представал очам молодой Октавии Джейн летом 1830-го года.
Материал подготовила С. Ю. Подзорова, ст. науч. сотрудник ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».