Купить
билеты

Плодовый топиарный сад в композиционном садово-парковом ансамбле Монрепо

«Искусство украшать природу сугубо достигает своей цели, есть ли оно может вместе возбудить в нас и мысли.
 [Собрание новых мыслей…, 1799. Тетрадь VI, описание к чертежу I].

Часть 1. Исторический аспект.

  Плодовый топиарный сад, созданный некогда руками талантливых садовников, служивших у баронов Николаи, планируют восстановить за время реставрации парка. Если вернуться далеко в прошлое, вспомнив исторический аспект возникновения такого явления как «топиарный сад», можно проследить общие черты с садовой культурой древнегреческой цивилизации, топиарным искусством Древнего Рима, а также «топиари» эпохи итальянского Ренессанса.  

  Какова же этимология словосочетания «топиарный сад»? Topiaria в латинском языке означает – орнаментальное садовое искусство. Отсюда topiarius – садовник, человек, ухаживающий за топиарным садом.
Корни этого термина имеются и в древнегреческом языке, τόπος — место. А это значит, что топиарное искусство так же было популярно в древнегреческих полисах.

 Впервые о формовочной стрижке деревьев узнали из древнеримского источника, датированного 38 г. до н. э.,  в котором описывалось создание причудливых форм из деревьев и кустарников: фигур животных, кораблей и человеческих фигур в полный рост  в садах зажиточных римлян. Зачастую топиариус работал с  самшитом — растениемсемейства «самшитовые», красивого вечнозеленого медленнорастущего кустарника весьма популярного в странах Западной Европы по сей день. Так же популярными растениями для создания фигур были дубы вечнозеленые, лавр, калина и яблоня.

  Римская империя расширяла свои владения на всем континенте и, таким образом, топиарное искусство получило весьма широкое распространение. После падения Римской Империи топиарное искусство было забыто, но знания о нем хранили в стенах монастырей, где служители культа создавали живые изгороди правильных геометрических форм с целью скрыть земли монастырей от посторонних глаз. Монахи записывали свои знания о «топиари» в монастырские книги и рукописи, которые впоследствии стали весьма популярны среди итальянских вельмож, которые платили огромные деньги, чтоб более досконально изучить искусство формовочной стрижки деревьев.

  Широкое распространение искусство «топиари» вновь получило в эпоху Ренессанса (XIII-XVI вв.), когда аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками стали украшать широкие парковые аллеи. Фигуры встречались самые разные, но зачастую можно было увидеть правильные геометрические формы: куб, шар, пирамида и тд.
В России моду на «топиари» ввел император Петр I, которому пришлось по вкусу европейское оформление садов. Сам будущий император побывал в образовательных поездках по многим германским княжествам, Австрии, Франции и Голландии. Эти путешествия сыграли в дальнейшем большую роль в становлении и развитии русского паркостроения.

  Во время европейского путешествия Петр познакомился со знаменитыми парками Франции — в Версале и Марли, а также с садами Германии. Контакты с Италией — страной садово-парковых мастеров,  стали особо интенсивными: именно в Италии стали обучать искусствам первых учеников из России, одновременно с этим Россия стала страной, куда итальянские мастера — архитекторы, живописцы, реставраторы, — стали приезжать работать.

  Творческие идеи прогрессивного царя дали старт быстрому строительству в Санкт-Петербурге и пригородах дворцово-парковых комплексов нового типа. Каждый из приезжавших мастеров вносил свои новшества, придавая тем самым свои особенности стилю петровского барокко в паркостроении [2, C .34]. Именно в рамках подражания стилю петровского барокко впервые были опробованы посадки первых плодовых топиарных садов. Немалого труда и мастерства садовников требовало создание строгих топиарных форм из некогда дико растущего фруктового дерева.

  В этот период появляются партеры и боскеты, буленгрины и шпалеры, стриженные в виде геометрических тел. Парадокс заключался в том, что стриженную и видоизмененную природу, строгие геометрические формы деревьев и кустарников воспринимали всего лишь как умело выявленные и слегка дополненные природные формы [2, C.40-42].  
 

  Мода на топиарные сады постепенно стала сходить на «нет» после запрета императрицы Екатерины II стричь шпалеры и боскеты Царского села. Именно данный факт положил начало  развитию первых пейзажных парков в России. Содержание садов с регулярными формами деревьев и кустарников требовал больших затрат и стал не интересен для императорского двора. В некоторых регулярных садах стрижка сохранялась вплоть до начала XX в.: это была дань памяти — свидетельство славной истории рода, исторического возраста парка, дань памяти о временах петровского барокко.

  В эпоху распространения идей классицизма в парковом искусстве входит в моду едва дополненный рукой человека пейзажный парк. Распространяются идеи «подражания природе», топиарные сады становятся не популярны. Пейзажные парки обходились своим владельцам дешевле, чем строгие регулярные парки, но при этом, требовали больших территорий.

  Агроном, садовод и публицист Андрей Тимофеевич Болотов вводит понятие «российские сады»,  в своих трудах поясняя этот термин наличием в «российскихсадах» сочетания стилистических особенностей французских, английских и итальянских основ паркостроения [2, C .35-38]. На примере парка «Монрепо» — скального пейзажного парка эпохи классицизма, с элементами китайских, итальянских, французских, а также английских стилистических особенностей можно проследить особенность возникновения этого смешивания стилей, о котором и писал А. Т. Болотов.

Часть 2. Плодовый топиарный сад в имении Монрепо

  Большинство владельцев провинциальных пейзажных парков XIX в. вовсе не собирались искоренять регулярные формы деревьев и кустарников в своих имениях, упрощая уход за топиарными  формами: стригли деревья упрощенно, срезая только верхнюю часть, придавая кроне более очерченные формы, либо совсем прекращали стричь растения и включали бывшие топиарные сады в новые пейзажные композиции.

  В своих письмах к сыну Паулю Людвиг Николаи пишет о том, как возделывались земли бывшего имения Вюртенбергских сразу после приобретения земель семьей Николаи: «Я здесь (в Монрепо — примечание О. П.) как Робинзон на его острове, на котором он спасся. Мой сад почти так же одичал, как его остров. Правда, большая часть его сдана огородникам, которые платят мне хорошо деньги за это. Но я оставил себе три особые, весьма значительные части его. Там я удаляю сорняки и открываю то поле клубники, то поле с розовыми кустами, то одно, то другое. У меня в усадьбе стоят 8 солдат Нарвского полка, которые работают на меня за меньшую плату, чем другие подёнщики, и помогают мне приводить в порядок сады».

  Топиарный фруктовый сад находился в парке Монрепо, согласно карте Штейнгеля, слева от центральных ворот. Там же топиарный сад будет разбитво время реставрации парка. Согласно проекту реставрации [5], на территории музея-заповедника будут использованы следующие топиарные формы:

 пальметты  —  классических  пальметт  плодоношение  сосредоточивали  на  короткой обрастающей  плодовой  древесине,  непосредственно  размещавшейся  на  скелетных  ветвях первого  порядка  по  всей  их  длине.  Это  требовало  сильной  обрезки  и  многократных прищипок и являлось доступным только для растений на слаборослых подвоях. В переводе с  французского  слово  «пальметта»  означает  пальмовый  лист  (веер). Основные  ветви  у пальметтных  формировок  располагаются  в  одной  вертикальной  плоскости  по  линии  ряда. Для  удержания  ветвей  в  одной  плоскости  применяют  различного  рода  крепления,  чаще всего – шпалеры. Один из наиболее распространённых вариантов четырёхсучный.

 горизонтальный кордон — горизонтальный кордон может быть одно- и двухсторонним, одно-, двух-, трёх- и четырёхъярусным. В форме горизонтального кордона культивируют в основном яблоню на слаборослом подвое. Расстояние между растениями при формировании одностороннего кордона 2,5-4 м. Идеального расположения плечей у двухплечего кордона можно достичь, производя окулировку двух почек в нужном месте.
вертикальный кордон -в этой форме хорошо растут груши,  привитые  на  айве  и яблони  на  слаборослых подвоях.  Растения  можно высаживать  на  расстоянии 0,4-0,5  м  друг  от  друга. Обрастающую  древесину формируют  пинцировкой боковых  побегов.  В  парке Монрепо  из  них будет сформирован  садовый павильон.
сетчатый кордон — формируется  за  счет  скрещения ветвей  соседних  растений,  образуя  сетку. Сетчатый кордон можно создать из растений, направляя  стволы  рядом  расположенных нечётных растений в одну сторону, чётных  –в противоположную. Вместо подвязки ветвей к  шпалере  можно  практиковать  прививку (аблактировку) перекрещивающихся ветвей.

 пирамида — самая  старинная  топиарная  форма. Имеет  конусовидную  форму,  ствол растений  покрыт   многочисленными разветвлениями.  Как  писал  Н.Гоше « правильные  пирамиды  в  саду  –  то  же, что  скульптурные  орнаменты  на фасаде  дома».   Ширина  пирамид,  как  и высота,  могут  быть  самой  различной. Пирамиды  подразделяются  на следующие  виды:  правильные, крылатые,  канделябровые.  У яруснойпирамиды ветви  располагаются  ярусами,  отходят от  ствола  под  углом  45  градусов. Выращивают  такие  пирамиды  в основном из груш. Из сортов яблони пригодны прежде всего те, у которых ветви отходят от ствола под острым углом (что неудобно для большинства систем формирования). Ярусное (мутовчатое) расположение ветвей приближают эту форму к естественному росту деревьев.

  венгерский веретеновидный куст — основной  принцип  создания  кроны  –  получение  на  центральном  проводнике  большого количества  веток  полускелетного типа,  которые  отгибают  до горизонтального  положения.  При этом  вышерасположенная  ветвь должна  быть  короче нижерасположенной.  Наиболее пригодны  для  этого  сорта  с широкораскидистой  кроной  ветви которой  имеют  большие  углы отхождения  (близкие  к  прямым). Ветви  необходимо  размещать  вдоль  ствола  по  спирали.  При  этом  верхние  ветви располагают по стволу в промежутках между нижними.

арка — арка  формируется  на  основе вертикальных  кордонов,  прикрепленных  к дугообразной  направляющей.  Наиболее пластичными  из  плодовых  являются  рябина обыкновенная  и  яблоня  домашняя.  Рябина более  предпочтительна,  т.к.  имеет  более интенсивные  приросты  и  менее  подвержена поражениям листьев и плодов.
свободнорастущие формы — несмотря  на  название,  требует  точно такого  же  ухода,  как  и  топиарные. Свободно  растущие  деревья,  особенно  на сеянцевых  подвоях,  могут  достигать высоты  пяти-шести  метров,  что,  с  одной стороны  существенно  затрудняет  уход  за ними,  а  с  другой  –  делает  их  эстетически привлекательными,  особенно  во  время цветения, элементами сада.

 С развитием садоводческих практик возделывания земли и обработки растений существует тенденция исчезновения некоторых сортов деревьев, пригодных для создания топиарных форм. Многие сорта фруктовых деревьев, так популярных в XIX веке не сохранились до наших дней. По архивным чертежам можно воссоздать давно утраченное сооружение или форму кроны растений  применительно  к  плодоводству. Согласно «Описи  фруктовым  деревьям, цветочным  растениям  и  садовым  принадлежностям,  находящимся  в  оранжереях  Верхнего сада ведомства Царскосельского правления» возделывались следующие сорта яблони: Гольд-Пипин  (1860  г.),  Местное  Ранет  (1860),Местное  Гольд-Ранет  (1860),  Местное  наливное (1860),  Сквозной  (1868), Налив,  Белый  Налив,  Ревельское,  Краснобокое,  Полу-Мирона, Царский шип, Рубец белый, Титовка, Боровинка, Быль, Апорт, Сласть, Римская Сквознина, Коричневое, Немецкий Кальвиль, Полосатое наливное, Жёлтое, Наливное зелёное, Наливное белое,  Малиновка,  Коричневое  ананасное,  Мирон  плоский,  Боровинка  сладкая,  чёрные яблонные  деревья  (1873),  лучшие  заграничные  сорта:  Английский  Винтер  Пармен, Английский  Гольд  Пармен,  DropDor  (1875),  Ripstonpepping,  Champagnerapfel,  MorteAlexander,  MorteNonnennoppelter,  AnanasPeinette,  Borsderfer,  Rigonrouge,  PioponHanche, CasselerReinette,  Muscout,  Calvillblanche,  UberdiksCalville,  HimblerApfel  (Малиновоеблоко), Konigs Reinette (Королевский ранет), Gold Reinette, Blanche dhiver [5, C. 94-102].

Согласно проекту реставрации парка, планируется высадить следующие сорта яблонь, подлежащих выращиванию и формовке в плодовом топиарном саду: из числа летних сортов:

Папировка (Алебастровое, Белый налив). Старинный  русский  сорт  народной  селекции  очень  близкий  к  сорту  Налив  белый. Папировка  –  один  из  наиболее  ранних  сортов  яблони.  Деревья  отличаются  хорошей зимостойкостью,  скороплодны.  На  карликовых  подвоях  в  плодоношение  вступают  на  2-3 год после посадки. Плоды среднего и выше среднего размера (100-120 г.), неоднородные по величине  и  форме,  чаще  всего  округло-конические.  Часто  имеют  узкий  шов.  Кожица светло-жёлтого  цвета,  с  очень  хорошо  заметными   подкожными  точками.  Мякоть  белая, сочная,  крупнозернистая,  кисло-сладкого  приятного  вкуса.  Перезревая,  плоды  быстро делаются  мучнистыми.  Практически  не  хранится.  Лучшими  опылителями  являются Суйслепское, Грушовка московская.

 Суйслепское (Малиновка, Suislepper, Melonenapfel /дынное/, Вейсенштейнское). Есть  предположение,  что  сорт  распространился  из  имения  Суйслеп  (Франция). Встречается  главным  образом   в  садах  западных  и  северо-западных  областей,  достаточно зимостоек.  Вступает  в  плодоношение  на  6-7  год.  Плоды  имеют  высокие  потребительские качества  –  красивый  внешний  вид,  отличный  вкус.  Плоды  средней  величины,  плоско-округлой формы, иногда ребристые, с розовым полосатым румянцем и наличием розовых пятен  на  кожице,  очень  крупные  семенные  камеры.  Мякоть  нежная,  очень  сочная, кисловато-сладкая. Причислен к группе десертных сортов. Плоды сохраняются в лёжке до ноября.  Отличительными  признаками  сорта  являются  округлая,  густооблиственная  крона, блестящие округлые листья. Деревья сильнорослые.

 Грушовка московская. Старинный  русский  сорт  народной  селекции, широко  распространён в садах средней полосы России.  Деревья  сильнорослые.  Крона округло-пирамидальная.  Кольчаточный  тип плодоношения. В плодоношение вступает на 4-5 год. Плоды ниже средней величины, плоской или округлой формы, слаборебристые. Кожица тонкая, сухая.  Основная  окраска  зеленовато-белая,  на  солнечной  стороне  –  желтоватая  с красными  полосками.  Мякоть  светло-жёлтая,  сочная,  нежная,  кисло-сладкая.  Сорт отличается  высокой  морозостойкостью  и  урожайностью. Плодоношение  периодичное. Недостатками сорта является сильная поражаемость паршой плодов и листьев, осыпаемость плодов. Лучшие опылители: Коричное полосатое, Папировка, Суйслепское.

Сорт зимнего срока созревания антоновка обыкновенная. Наиболее  популярный  старинный  русский  сорт.  Деревья  отличаются  средней  силой роста  с  полушаровидной  кроной  и  отходящими  под углом  близко  к  прямому  скелетными  ветвями,  что обусловливает  прочное  их  срастание  со  стволом. Вступает  в  плодоношение  на  5-7-й  год  после  посадки. Сорт  морозоустойчив.  Плоды  средней  и  выше  средней величины, пригодны для различного вида переработки. Лучшие  опылители:  Грушовка  московская,  Коричное полосатое, Осеннее полосатое, Папировка. Помимо вышеперечисленных сортов яблонь предполагается высадка рябины обыкновенной.

Создание фруктового топиарного сада на территории современного парка Монрепо, безусловно, имеет место быть. И если в XIX веке топиарные сады стали не модны и на смену им пришла  мода на пейзажные парки, отражавшие идеи эпохи Просвещения, то в наше время топиарное искусство вновь набирает популярность. В скором времени посетители парка, гуляя по центральной аллее, смогут насладиться мастерством формовочной стрижки фруктовых деревьев и узнать много нового об искусстве «топиари», пришедшего к нам из глубины веков.

Материал подготовлен младшим научным сотрудником научно-исследовательского отдела Прудниковой О. О.

Иллюстрации и фотографии
1. Болотов А. Т. Портрет. Кон. XVIII в. Из интернет-источника;
2. Арка из плодовых деревьев. Фотография из интернет-источника;
3. Виды кордонов. Схема из интернет-источника;
4. Титульная страница руководства по плодоводдству. Часть 2. Н. Гоше, 1890 г.
5.  Арка из плодовых деревьев. Фотография из интернет-источника;
6. Веретеновидный куст. Фотография из интернет-источника;
7. Веретеновидный куст яблони. Схема. Из интернет-источника;
8. Вертикальный кордон. Схема. Из интернет-источника;
9. Вертикальный кордон. Фото. Из интернет-источника;
10. Горизонтальный кордон. Фото. Из интернет-источника;
11. Пальметта. Формирование кроны плодового дерева. Фото. Из интернет-источника;
12. Пальметты и шпалеры. Схема. Из интернет-источника;
13. Пирамида. Схема. Из интернет-источника;
14. Сетчатый кордон. Фото. Из интернет-источника.

Источники и литература

1. Болотов А. Т. Избранные труды / Сост. А. П. Бердышев, В. Г. Поздняков. — М.: Агропромиздат, 1988. — 416 с.
2. Нащокина М.В. Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. М.: Арт-Родник, 2007. — 256 с.
3. Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму. Сост. и науч. ред. Б.М. Соколов. М.: Кучково поле, 2017. — 300 с.
4.  Веселова А. Ю., Ананьева А. В.Сады и тексты. Обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России.  // НЛО. 2005. №75.
5. Проектная документация. Книга 2. Дендропроект. Реставрация зеленых насаждений. Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка. Том 2.2. СПб, 2015 г. — 241 с.

Перейти к содержимому