В конце XVIII столетия один путешественник, чьё имя в истории затерялось, в своих путевых заметках по дороге из Петербурга в Выборг оставил о нашем городе самые благоприятные воспоминания. Человек этот был явно не простой, хорошо образованный, вероятно, даже аристократ, близкий ко Двору «премудрой нашей Матери отечества» (как он именует Екатерину II), так как местное высшее общество почло за честь принять его у себя.
В частности, описывая нравы этого самого общества, – «до трёх сот обоего пола особ», – он выказывает немалое удивление его «благопристойностью и дружеским между собою согласием». Это при том, что большую часть местной публики составляли военнослужащие.
Но главное удивление нашего путешественника ожидало впереди. Имея намерения продолжить свой путь, он поддался уговорам задержаться на два дня, «дабы посетить театр благородного общества, на котором представлена будет российская опера!»
Далее по тексту:
«Заведение театра в столь малом губернском городе заслуживает, чтоб я вам оное описал. Небольшое общество, уверено будучи о пользе театральных представлений, вознамерилось завести здесь Театр (…) Главнейшим же доказательством пользы оного служило снисхождение и благоволение, коим Премудрая Монархиня наша удостаивает подобные заведения (…)
После того представлялись разные немецкие и российские комедии, и могу уверить, что та, которую я видел, играна была отменно хорошо. Оркестр составлен так же из охотников. За исключением нужных расходов, весь сбор назначен вспомоществованию неимущих. Вот вам вкратце учреждение столь полезного заведения, красу и честь городу приносящего, которое служит верным опытом нравственного просвещения и проч.»
Строительство деревянного здания театра на территории Крон-крепости Св. Анны, первого в Выборге и, как считается, вообще первого в Финляндии, непосредственно связано с именем Выборгского губернатора Николая-Генриха фон Энгельгардта. Губернатор был большим почитателем храма Мельпомены и, привыкший к яркой столичной жизни, получив назначение в Выборг, слегка заскучал.
К мысли о создании некоего просветительского заведения его натолкнул так же взгляд на жизнь офицеров местного гарнизона, коих было достаточно много, и которые не знали, чем себя занять в свободное от службы время. Кроме, разумеется, карт, вина и нередко сопутствующих этому конфликтов, заканчивающихся дуэлями.
Знал офицерскую жизнь Энгельгардт не понаслышке. Определённый в своё время в лейб-гвардии Семёновский полк, к 1761 году он дослужился всего лишь до сержанта. И тут ему улыбнулась фортуна. Он свёл дружбу с гвардейскими офицерами братьями Орловыми и летом 1762 года принял активное участие в заговоре против императора Петра III, в результате чего на престол взошла Екатерина II.
Так началась его карьера.
Вскоре после дворцового переворота Энгельгардт получил звание капитана, а в 1765 году был произведён в бригадиры с последующим назначением Выборгским вице-губернатором и пожалованием поместья в здешней губернии.
В 1771 году Николай Энгельгардт уже генерал-майор, в 1774-м он становится исполняющим обязанности губернатора, а три года спустя в звании генерал-поручика становится Выборгским губернатором официально. Вероятно, именно в эти годы он решил с целью сплочения офицеров гарнизона, культурного отдыха и времяпрепровождения построить на территории Крон-крепости Св. Анны деревянное здание театра.
В финских источниках указывается, что здание театра располагалось к западу от Абоского моста у скалы, напротив нынешней Петровской площади. Пьесы ставились поначалу на немецком и русском языках. А с вхождением Выборгской губернии в состав Великого княжества Финляндского и переходом официального делопроизводства на шведский язык город стали регулярно посещать и шведоязычные труппы.
Своего профессионального театрального коллектива в городе не было и жители Выборга, с восторгом воспринявшие подобное новшество, всегда с нетерпением ожидали выступлений заезжих трупп. В здании также устраивались балы, маскарады и светские вечера, для чего зрительские скамейки на время убирались. Поэтому театр часто упоминался под названиями Маскараденхаус или Комёдиенхаус.
И, конечно же, нельзя не упомянуть о роли в театральной жизни Выборга Людвига Генриха фон Николаи. Как пишет в своей книге «Монрепо. Парк воспоминаний» финская исследовательница Эва Руофф, увлечение театром значительно сблизило барона с его выборгскими соседями.
«Сценическое искусство нравилось ему ещё в молодые годы. Вместе со своим другом Францем Германом Лафермьером он, находясь в Париже, перевёл знаменитую пьесу Лессинга «Мисс Сара Сампсон» на французский язык; она была представлена в Париже в 1764 году. Лафермьер впоследствии написал несколько пьес и даже оперных либретто. Николаи, со своей стороны, посвятил себя элегиям и эпическим стихам».
В Выборге интерес Николаи к театральному искусству проснулся вновь.
«Мы со времени приезда были в театре уже три раза, – писала Иоганна фон Николаи сыну Паулю в апреле 1807 года. – Это относится к выборгским чудесам. В Петербурге отец даже не хочет и слышать разговоров о посещении театра».
Людвиг Николаи увлёкся теперь написанием, переводом и переложением пьес. Как мы знаем, у него была великолепная библиотека. Так, он написал трагедию «Йоганна» о жизни неаполитанской королевы и отдал Выборгскому театру пьесу «Дион», действие которой происходит в античном Карфагене. Затем перевёл на немецкий язык пьесы Карло Гольдони «Домашние несогласия» и «Любопытные дамы», а также пьесы Мольера «Тартюф» и «Учёные дамы», которые он опубликовал в Выборге в 1819 году.
При этом он признался, что в «Тартюфе» сделал небольшие изменения, поскольку в его родном приходе имелись похожие на героя пьесы типы, и чтобы зрители не думали, что лицемерие и ханжество присуще только католикам. К примеру, мессу он поменял на проповедь, а имя главному персонажу со слишком французским именем заменил на Муффель, в переводе с немецкого ворчун. Эти небольшие поправки сделали пьесу ближе протестантскому кругу зрителей.
Вклад Людвига Николаи в культурную и просветительскую жизнь Выборга несомненен. В своей книге Эва Руофф, в частности, пишет:
«Начиная с первой половины XIX в. круг выборгских любителей театра раз в две недели собирался в Монрепо. Они вместе читали новейшие немецкие пьесы, разделив части между собой.
Летом, очевидно, играли в парке, где совершенно для этого имелся и некий передвижной храм. В день Луи – или в день именин хозяина – в августе 1807 г. сценой служила открывавшаяся перед домом восточная терраса, а публика сидела в зале. Ведущую из зала на террасу дверь снимали, а окна открывали. Тогда в Монрепо было восемьдесят пришедших поздравлять друга Людвига гостей. Хозяева пригласили их на именины, но как для Иоганны, так и Людвига было полным сюрпризом, что гости в честь этого дня приготовили две пьесы, а именно «Притворщица Агнесса» и «Оракул». Пьесы представили на французском языке. В обеих пьесах участвовала также молодая Александрина де Броглио, будущая хозяйка Монрепо».
Деревянное здание театра просуществовало на территории Крон-крепости около 60 лет, вплоть до строительства в 1832 году в центре Выборга каменного театра и «Дома собраний». А местом проведения культурных мероприятий офицерского корпуса позднее стало здание офицерского собрания на нынешней улице Островной, 2.
Александр Дмитриев, научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо»