Как уже говорилось ранее, к концу XIX – началу XX столетий укрепления Крон-крепости Св. Анны не представляли собой какого-либо стратегического значения, постепенно приходили в упадок и у военного ведомства стал зреть план по их полному сносу. Рассматривать ценность крепостных сооружений как памятника русской военной архитектуры тогда мало кому приходило в голову.
Хотя, например, ещё в 1897 году заслуженный профессор фортификации инженер-генерал Цезарь Антонович Кюи в третьем издании своей монографии «Краткий исторический очерк долговременной фортификации», излагая обзор заслуживающих внимания русских крепостей, сооружённых в первой половине XVIII века, писал, что «число крепостей с рвами, одетыми камнем, было самое ограниченное: Петербургская крепость, Оренбург, кронверк Св. Анны в Выборге…»
Разрушению крепости помешала начавшаяся в Европе война, и военному ведомству стало уже не до неё…
В июле-августе 1914 года в Выборгском и Кронштадтском крепостных районах, оберегавших с запада стольный град Петра, было введено военное положение. Это означало, что на всём Балтийском побережье губернии, от мыса Питканиеми до Койвисто и вдоль всего течения Вуоксы, от озера Сайма до Ладожского, запрещался выход в море, ловля рыбы и охота. А большинство местных жителей лишь тем и промышляли. Нарушителей режима ожидал огромный штраф в размере 3000 рублей (8 тыс. фин. марок), который, разумеется, простой люд платить был не в состоянии. И тогда штраф стали заменять принудительными работами по строительству и укреплению прибрежных оборонительных сооружений, так как попытка привлечения к «обязательным» крепостным работам жителей Выборгской губернии успехом не увенчалась.
В донесениях выборгскому губернатору фон Фалеру сообщалось, что сельские жители стали в массовом порядке покидать свои жилища, даже бросали скот и подавались в леса, скрываясь заодно от мобилизации. Вдобавок ко всему в прибрежной полосе началось строительство новых постов пограничной стражи и вышек наблюдения за вражескими летательными объектами, из-за чего многих просто выселили из собственных домов.
В самом Выборге и особенно в районе Крон-крепости Св. Анны, где
находились интендантские и артиллерийские склады, вследствие чего значительно усилена охрана, передвижение граждан ограничили поначалу 11 часами вечера. А 7 сентября 1914 года губернатор объявил город на осадном положении. Выход горожан на улицу после 21 часа стал возможен только при наличии специального билета-пропуска, и только по служебной необходимости. А таких для гражданских лиц было изготовлено только 1110 Российское правительство, не слишком доверяя соседней Швеции (её Германия упорно склоняла к войне против Антанты), не исключало возможности вторжения вражеских войск со стороны Скандинавии.
Только когда добрая часть праздно гуляющих в комендантский час выборжан – в основном, студентов, подвыпивших компаний и влюблённых парочек – провела ночь в комендатуре или на гауптвахте, до людей дошла вся серьёзность ситуации. Любой человек с фотоаппаратом в руках или альбомом для зарисовок немедленно задерживался патрулём. Чуть не в каждом видели германского шпиона. А роль гауптвахты выполняла бывшая кордегардия у Фридрихсгамских ворот. После внутренней перестройки и установления металлических решёток на окнах в 1860-х гг. её приспособили для размещения подсудимых арестантов. С 1871 года здание кордегардии использовалось в качестве карцера для нижних чинов.
Как ни странно, введение комендантского часа в Выборге и предместьях резко обострило общую криминальную обстановку в городе. Дело в том, что местная полиция рассудила на ночь выставлять в городе вдвое меньшее число патрулей, в расчёте на патрули гарнизонные. А внимание последних больше занимали военные объекты, а не подворотни.
В результате активизировались компании хулиганов, которые
приставали к случайным прохожим, затевали драки и поножовщины, по ночам в городе часто звенели разбиваемые камнями оконные стёкла, слышались крики и брань, увеличилось число грабежей.
Желаемого результата не принёс и царский запрет от 14 января 1915 года на продажу в Финляндии водки на весь период военного положения. Под действие запрета были подведены и все заграничные спиртные напитки. Тогда же по указу генерал-губернатора Великого княжества Финляндского Франца-Альберта Зейна за появление в общественных местах «явно в пьяном виде» предусматривалось тюремное заключение или штраф в 1000 марок. За пьяный дебош — до 8000 марок. Когда стало очевидно, что
народ финляндский не устрашить ни штрафами, ни тюрьмой, генерал-губернатор пригрозил запретить даже продажу пива! Правда, до этого не дошло…
Выборгский военный гарнизон во все времена являлся неотъемлемой частью городской жизни. И распоряжения крепостных комендантов всякий раз служили руководством к действию для городского магистрата. Это касалось буквально всего: пожарной безопасности, своевременного снабжения Выборга продовольствием, порядка на городских улицах, состояния колодцев, миграции населения, культурной жизни.
С появлением кинематографа культурная жизнь Выборга значительно обогатилась. В ногу со временем шёл и выборгский гарнизон. Военная комендатура в 1916 году распорядилась организовать в местном артиллерийском манеже «исключительно для нижних чинов бесплатный просмотр кинематографических картин по дням воскресным от 13 часов дня до 9 часов вечера». В душную будничную жизнь служивых ворвалось «важнейшее из искусств» в виде пяти еженедельных полуторачасовых сеансов!
За день окунуться в волшебный мир кино успевало до полутора тысяч серых шинелей. Расчёт коменданта оказался прост и верен – в городе резко снизилось число ЧП с участием военнослужащих, меньше солдатских сапог стало топтаться вблизи распивочных. Ценз за репертуаром производился начальником штаба Выборгской крепостной пехотной бригады подполковником Селиковым по принципу «будут демонстрироваться картины преимущественно русских фильм и лишь те, кои имели крупный успех в кинематографах Петрограда».
В офицерском гарнизонном собрании по выходным дням кино крутили отдельно, с концертным отделением перед последним полуночным сеансом. Принимая во внимание, «что демонстрация киносеансов влечёт некоторый расход», офицерам за приобщение к киноискусству установили плату – от 2-х до 3-х финляндских марок. За плату на сеансы в офицерском собрании допускались так же и горожане, прежде всего учащиеся русских учебных заведений – за 50 пенни. За подобное удовольствие в городском кинематографе платить приходилось гораздо дороже.
«Все бумажные обрезки и хлам отнюдь не выбрасывать в мусор, а
завести во всех частях, учреждениях и заведениях особые ящики с крышками и еженедельно по субботам сдавать в сарай штаба крепости на косе Терваниеми, откуда периодически упакованные бумажные отбросы будут продаваться на бумажные фабрики, а вырученные деньги обращаться в пользу пострадавших на войне солдатам и их семьям. Было бы желательно, чтобы господа офицерские чины такой же порядок завели у себя на квартирах…»
Эта цитата из приказа выборгского коменданта за ноябрь 1916 год, и
уже тогда идея по своему содержанию не несла сколько-нибудь новаторской мысли.
Начало века в Старом и Новом свете ознаменовалось гигантским рывком в области промышленного производства, повсеместным использованием передовых технологий, активным предпринимательством.
Выборгскую губернию наводнил особый новый тип торговца, скупавшего мелкими запасами бумажный хлам по сравнительно высокой цене – 9 с полтиной рублей за пуд, тогда как обычная газетная бумага продавалась за 70-80 копеек за тот же пуд. Но переработка макулатуры для дореволюционных ЦБК была делом куда более выгодным, нежели долгий процесс изготовления бумаги из первичной древесной основы. Поэтому макулатуру у перекупщиков промышленники принимали не скупясь.
Дореволюционная российская традиция торжественно отмечать «День Кавалерскаго праздника Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия» была забыта почти на столетие, хотя православная церковь этот праздник отмечала трижды в году – в мае, ноябре и декабре.
Сохранилось описание коменданта Выборгской крепости генерал-
лейтенанта (в том же году генерала от инфантерии) Александра Карповича Петрова о том, как это событие происходило в Выборге 26 ноября (по старому стилю) 1916 года.
Накануне праздника, 25 ноября, в Кафедральном Спасо- Преображенском соборе епископ Сердобольский Серафим отслужил всенощную и «панихиду по всем георгиевским кавалерам и всем воинам За Веру, Царя и Отечество живот свой положивших на поле брани…»
На панихиде присутствовал весь местный высший комсостав в обыкновенной походной форме. Участие в Богослужении принимал хор церковных певчих от Выборгской крепостной артиллерии. В этот же день во всех частях прошли «беседы с нижними чинами о значении Георгиевского креста с иллюстрацией подвигов из настоящей великой войны…»
26 ноября, после литургии на Соборной площади, начался общий
церковный парад при участии всех войсковых частей гарнизона в полном составе, «имея в строю знамёна развёрнутыми». Особая рота георгиевских кавалеров под командой поручика Парфенчика, кавалера 4-х степеней, выстроилась по обе стороны на выходе из Собора. Отставные георгиевские кавалеры выстроились перед церковью особым порядком и салютовали проходящим войскам.
Командовал парадом сам комендант, принимало парад командование 6-й армии. Мощные звуки оркестра Крепостной пехотной бригады огласили округу. Соборная площадь не вмещала всех желающих увидеть всё торжественное действо.
После прохождения по улицам города, увешанного флагами с георгиевскими лентами, рядовой состав проследовал в свои столовые на праздничный обед, проходивший под музыку оркестра. А вечером отличников службы и георгиевских кавалеров ожидал всё тот же кинематограф…
А впереди был год 1917-й…
Продолжение следует
Использованные источники:
1 Положение Выборгской губернии в период Первой мировой войны.
ГКУ ЛОГАВ, ф.1, оп.3, дд.1, 5, 6, 12, 13, 17, 30, 40, 47, 180, 234
2 ЦГА НТД СПб, ф. Р-488, оп.3-29, д.61, л.21.
Научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо» Александр Дмитриев