Купить
билеты

Памятник русскому оборонному зодчеству. Часть II. Француз на русской службе

После взятия Выборга царь Пётр прекрасно понимал, что шведы едва ли смирятся с такой потерей и непременно попытаются столь важный для себя приграничный город-порт вернуть, поэтому направил на восстановление полуразрушенной в результате 13-недельных бомбардировок крепости две тысячи русских мастеровых, в основном каменщиков и плотников.

Первым делом, вместо уничтоженных шведских береговых редутов на западном берегу пролива, наиболее вероятном направлении для нападения врага, было сооружено временное предмостное укрепление – так называемый тет-де-пон. В документальных исследованиях русского военного инженера Фёдора Ласковского это укрепление упоминается под названием «полумесяц» и является предшественником будущей крон-крепости.

Распоряжение по укреплению Выборга было сделано Петром очень своевременно – Карл XII приказал главнокомандующему шведскими войсками графу Карлу Нироду отбить город во что бы то ни стало. И уже в октябре следующего 1711 года генерал-аншеф Нирод во главе своего воинства стоял у стен города.

В подробностях не известно, как проходила эта осада, вероятнее всего, довольно пассивно. А по истечении нескольких недель, убедившись в невозможности взять город, Нирод ни с чем удалился обратно в Швецию. До заключения Ништадского мира в 1721 году Выборг, получивший статус русской пограничной крепости и «крепкой подушки» Санкт-Петербургу – по меткому выражению Петра, – шведы больше не беспокоили.

Ровно 300 лет назад, ещё при жизни первого российского императора, Указом Государственной военной коллегии от 21 января 1724 года было предписано снять план Выборгской крепости и направить генерал-лейтенанту Бурхарду Миниху, сподвижнику Петра, будущему генерал-фельдмаршалу и двум французам-фортификаторам на русской службе – генерал-майору Алферию де Кулону и инженер-полковнику Петру де Бриньи. Каждому из них было поручено разработать свой собственный проект укреплений Выборга и представить на рассмотрение Коллегии.

Смерть Петра Великого, положившая начало эпохи дворцовых переворотов и борьбы высших сановников за власть вокруг престола, на несколько лет выбили Россию из колеи и затормозили принятие решений по многим внутригосударственным вопросам.

Как пишет Ф. Ласковский, только в 1728 году проекты Миниха и Де Кулона попали на стол Военной коллегии. Оба они сходились в главной существенной идее – возведении крепких оборонительных укреплений на западном от городских стен направлении, перед замком и на месте бывшей деревушки Сииканиеми, как и указывал когда-то царь Пётр.

Более рациональным – и с финансовой стороны не в последнюю очередь – посчитали проект Де Кулона, представлявший собой кронверк из трёх обыкновенных бастионов с небольшими равелинами и крытыми редутами перед ними. Ограда со стороны моря повторяла очертание береговой полосы и на расстоянии около 150 сажень до оконечности Смоляного мыса круто пересекала его. На самом высоком скальном участке мыса был оставлен земляной редут, возведённый в 1710 году и именуемый «Петровским», так как по легенде именно отсюда царь лично наводил орудия при обстреле Выборга.

С незначительными корректировками «в частностях» проект Де Кулона был принят к исполнению.

Что же сегодня известно об этом незаурядном для своего времени фортификаторе?

Настоящее его имя Адальберт (или Альдеберт, на русский манер Алферий) де Вашери Де Кулон. В России он, вероятно, появился в числе первых европейских военных инженеров, прибывших на русскую службу на рубеже 17–18 веков. Первые сведения о его деятельности относятся к 1711–1717 годам, когда он привлекался для выявления и исправления недостатков построенного в Вышнем Волочке канала для соединения Волги с бассейном Балтики.

В дневниках А.Д. Меньшикова за этот период полковник от фортификации (с 1711 г.) Де Кулон упоминается как участник докладов и приёмов у Петра I. В 1718 году, судя по тексту указа Сената, он руководил частной инженерной школой, куда «присланы к нему для науки инженерству из Санкт-Петербургской да из Новгородской академии четырнадцать человек».

В марте 1719 года царь Пётр в своей новой столице учредил Инженерную роту, позднее преобразованную в школу, в которую в июне из инженерной школы московской были направлены ученики и преподаватели «с надлежащими инструментами и со всем при них есть» для учения «в диспозиции полковника инженера Де-Кулона…»

В том же году Де Кулон представил в Военную коллегию следующее донесение: «Из оных учеников явились: в науках же во всех исправны и достойны кондукторами одиннадцать; в науках же во всем исправны шестнадцать; в науках не во всех исправны а при инженерстве быть годны и надлежит их в совершенство приводить сорок три; в науках неисправны и при инженерстве быть им невозможно два человека».

За свою бытность начальником инженерной школы Де Кулон добился увеличения денежного довольствия для своих подопечных, для практических занятий вытребовал у государя старую полуразрушенную крепость Канцы (Ниеншанц), неоднократно обращался с просьбами и предложениями по поднятию престижа инженерных воспитанников и заинтересованности их в качественном изучении программ обучения.

В декабре 1722 года Военная коллегия определила «…над всеми крепостями быть генерал-директором, генерал-майор (с 1721 г.) Де-Кулон, в его же дирекции быть всем инженерам, инженерной и минерной ротам».

В следующем году «Император указал инженерную и минерную роты учредить и обучать генерал-майору Де-Кулону, а комплектовать от роты из учеников инженерных, кои в Санкт-Петербургской и Московской школах и оныя свесть в одно место и быть им под дирекциею его генерал-майора». К апрелю 1724 года они были окончательно объединены под названием Петербургская инженерная школа.

В послужном списке Де Кулона значится эпизод с представлением в Главную канцелярию артиллерии проекта, а затем и окончательного доклада лично государю «О управлении инженерным корпусом и фортификациею». Ознакомившись, Пётр на докладном реестре начертал: «Оный штат расписать в Военной коллегии, которым быть полевыми и которым гарнизонным, а о ранге против артиллерийского внести в табели». Исходя из предложенных в этом документе нововведений, император в 1724 году сам составил штатное расписание Инженерного корпуса.

В 1726 году генерал-директор инженерных войск А. Де Кулон также представил в Военную коллегию проект «Устройства инженерной части и управления ею», который также был одобрен.

С 1727 года Де Кулон, уже в чине генерал-лейтенанта, под наблюдением генерал-фельдмаршала Б.Х. Миниха занимался строительством оборонительных сооружений северной береговой стороны Кронштадтской крепости. В этот же период он курировал и ремонтные работы в пограничных крепостях на Балтике, в том числе в Выборгской, а также в Кексгольме.

В 1731 году, в предвидении неизбежной войны со Швецией, началось строительство выборгских укреплений, руководить которым в следующем году направили самого автора проекта Алферия де Кулона, назначив его обер-комендантом Выборга.

Масштаб начавшегося строительства наглядно описан историком Финляндии Иоганном Руутом, который его начало обозначил годом 1730-м:
«… 2000 человек и 200 лошадей были мобилизованы со всей русской стороны Финляндии, таким образом, одна группа рабочих беспрерывно заменялась другой. Ввиду того, что было запрещено посторонним приближаться к работам, появилась масса любопытных лиц в районе горы сигового мыса, чтобы увидеть колоссальную работу по укреплению, в которой принимало участие так много людей…»

В крепостных работах было задействовано и население русской «солдатской слободы», возникшей незадолго перед тем в этом районе.

В 1732 году Де Кулону с семейством передали в пожизненное пользование имение в местечке Антреа (нынешний Каменногорск). А 17 февраля этого же года он стал кавалером ордена Святого благоверного князя Александра Невского.

Как пишет Ласковский, в продолжение двух лет работа производилась в основном только на одном фронте, примыкавшем к морскому побережью, где и был выведен каменный эскарп главного вала и в высоту его присыпан позади земляной вал. В 1733 году было решено насыпать главный вал следующего за ним фронта и придать ему крыло – так образовался кронверк из двух фронтов.

В 1740 году был возведён главный вал всех трёх фронтов, согласно первоначальному проекту, и прикрытый путь со входящими плацдармами. Со стороны же моря выведен был земляной вал с реданом по центру.

Сооружением временного прохода в куртине между 2-м и 3-м бастионами – будущих «1-х Фридрихсгамских ворот» – в основном и был закончен в 1740-м году облик строившегося укрепления, которое получило название Корона-Санкт-Анна. Собственно, в честь царствующей тогда императрицы Анны Иоановны, в годы правления которой (1730–1740 гг.) и велось строительство крепости.

Алферий Де Кулон не дожил до окончания строительства, умер в 1735 году, если верить некоторым достаточно авторитетным источникам. Дело в том, что кое где можно встретить упоминание о его смерти в 1740 году. В частности, на карте Выборгских укреплений за 1739 год имеется его подпись (см. ил.3 – под замковым островом), хотя с уверенностью утверждать этого нельзя. Желающие могут сравнить росчерк его пера из реальной переписки (см. ил.2) и сделать свои графологические выводы.

Интересно, что дата рождения инженера-фортификатора не указана ни в одном источнике. О его предполагаемом возрасте можно судить лишь по году рождения его супруги (автору этих строк с коллегами удалось разыскать данные о ней) – Олимпии, в девичестве де Паян, — 1668-й (см. ил.5).

В любом случае имя Алферия де Кулона навсегда вошло в историю, связанную с Крепостью Короны св. Анны.

Продолжение следует

Автор: Дмитриев А.В.

Использованные источники:
1. ЦГА НТД СПб., Ф.Р-488, Оп.3-29, Д.61
2. Ласковский Ф.Ф., Материалы для истории инженерного искусства в России. СПб, 1865 г.
3. РГАДА, Ф.286, Оп.1, Д.14
4. Берк К.Р. Путевые заметки о России. [Пер. Ю.Н.Беспятых]// Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоановны в иностранных описаниях. СПб, 1997
5. Руут И.В. Выборгская городская история. Гельсингфорс, 1906

Иллюстрации:
1. А. Де Кулон. Вольная фантазия иллюстратора истории Леонида Константинова (VK)
2. Письмо из переписки Де Кулона с капитаном Боуманом по вопросам строительства и личного состава за 1730 – 1733 гг. ВИМАИВиВС, Ф.2, Оп. ШГФ, Д.42, Л.16
3. Фрагмент плана Выборгской крепости, 1739 г. РГАДА, Ф.192, Оп.1, Д.16
4. Орден Святого благоверного князя Александра Невского эпохи Анны Иоановны.
5. Электронный перевод фрагмента гербовника дворянских родов Франции. Де Озье О.П. Armorial Général de la France. 1869
6. Профиль (разрез) крепости Корон-Санкт-Анна вдоль Фридрихсгамских ворот из Атласа Мордвинова. 1780 г.
РГАВМФ, Ф.3Л, Оп.23, Д.851, Л.31

Перейти к содержимому