Начало капитальной реставрации сохранившихся исторических объектов Крон-крепости Cв. Анны или, как её уже давно официально именуют, Аннинских укреплений, в текущем году символично.
300 лет назад, 21 января 1724 года началась фактическая история Кронверка, когда по распоряжению Петра Великого указом Государственной военной коллегии было предписано снять план Выборгской крепости с прилегающей местностью со стороны северо-запада и разработать в соответствии с ним проект строительства будущих укреплений.
Вся дальнейшая история возведения Крон-крепости автором этих строк подробно описана в предыдущих десяти главах нашего повествования.
Как уже говорилось ранее, вскоре после постройки основных укреплений, с 1743 года крепость Анненкрон фактически превратилась в тыловую, став укреплённым пригородом столицы Российской империи Санкт-Петербурга.
Внутри крепости началась застройка сначала военными объектами инженерных служб, а с середины 19-го столетия и гражданскими постройками. Соответственно постройки внутри территории в 46 гектаров делятся на собственно фортификационные сооружения и последующую застройку.
В результате многолетних документальных исследований всего было выявлено 108 объектов былого фортификационного комплекса, сооружённых в период с 1730-х до 1930-х гг.
Часть объектов к настоящему времени утрачена полностью. В частности, Шлосский мост (уничтожен ещё в 1833 году в результате наводнения и больше не восстанавливался), несколько сортий 18-го века, весь комплекс укреплений на мысе Смоляном, на месте которого сегодня городской пляж.
От части объектов остался фундамент. К примеру, от артиллерийских складов и цейхгауза.
В 2021 году Приказом Комитета по сохранению культурного наследия Ленобласти установлен предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения «Кронверк (ансамбль крепости, бастиона, куртины, рвы, ворота)», в состав ансамбля вошли 29 объектов, относящихся к первоначальному этапу строительства.
В 2022 году 24 объекта недвижимости, являющиеся предметами охраны федерального памятника, переданы в безвозмездное пользование Государственному историко-архитектурному и природному музею-заповеднику «Парк Монрепо».
После проведения комплексных научных исследований разработана проектная документация для проведения реставрационных работ по четырём сохранившимся объектам: Фридрихсгамские ворота 1-е (1730-е, 1750-е гг.), Равелинные ворота (XVIII в.), Мост через ров второго равелина (сер. XVIII в., XIX в.) и Кордегардия (1776 г.)
Остановимся на этих объектах чуть подробнее.
На протяжении второй половины XVIII столетия Выборг постепенно превращался в своеобразный укреплённый пригород столицы России, о которой иностранцы подчас судили по первому впечатлению от внешнего вида казённых строений.
1-е Фридрихсгамские (изначально 1-е Абовские) и Равелинные ворота поначалу не имели архитектурно выразительного оформления порталов. Их постройка ограничивалась устройством проезда в толще валов. Между тем этот проезд был единственным, через который пролегала прибрежная или так называемая «Королевская» дорога до пограничной крепости Фридрихсгам.
Предполагается, что автором первого проекта архитектурного обрамления главных крепостных ворот, 1-х Фридрихсгамских, расположенных в куртине центрального фронта, стал архитектор артиллерийского корпуса Карл Иоганн Шпекле.
Типичный представитель стиля классицизма именно он разработал типовой проект каменных кордегардий, одна из которых была построена в 1776 году у 1-х Фридрихсгамских ворот и сохранилась до наших дней.
Это было одноэтажное здание из кирпича под вальмовой черепичной кровлей с крытой галереей в виде аркады с широким центральным проёмом. Окрашено было, как и Фридрихсгамские и Равелинные ворота, в жёлтый и белый цвета, характерные для раннего классицизма.
С 1865 года здание использовалось в качестве гарнизонной гауптвахты.
По проекту ЛФИ «Спецпроектреставрация» в 1978 году была проведена реставрация с восстановлением планировки и внешнего вида здания на 1862 год.
В 2013 году в результате пожара здание Кордегардии пришло в аварийное состояние и стремительно разрушалось.
Проектом, разработанным ООО «Возрождение» по восстановлению объекта культурного наследия «Кордегардия», предусмотрена вертикальная планировка и благоустройство прилегающей территории; стабилизация состояния фундамента, реставрация и техническая стабилизация состояния кладки стен, при необходимости усиление стенового каркаса; восстановление перекрытий крыши, оконных и дверных заполнений. А также внутренняя и внешняя отделка в соответствии с историческим прошлым.
Летом текущего года ООО «Возрождение» приступило к выполнению реставрационных работ, которые по плану продлятся до конца 2025 года.
Главная цель реставрации – полноценное функционирование здания в качестве экспозиционного зала и постоянно действующей выставки, посвящённой истории Крон-крепости Св. Анны.
Современный облик Фридрихсгамские ворота приобрели при строительных работах 1818–1820 гг., либо 1840-х, в результате чего внешний вид объекта, как и говорилось ранее, приобрел черты архитектурного классицизма.
Наиболее богатое архитектурное оформление должен был получить северный портал Фридрихсгамских ворот, как въездные ворота в Российскую империю. Однако при проведении строительных работ отступили от первоначального проекта и внешнее убранство портала было реализовано в более упрощённом виде с привнесением черт раннего классицизма.
В период, когда Выборг входил в состав Финляндии, часть Аннинских укреплений относились к военному ведомству республики.
В 1928 г. была проведена реставрация 1-х Фридрихсгамских ворот под надзором хранителя древностей Отто-Иивари Меурмана. По окончании работ факт реставрации был отмечен памятной надписью ”uusittu 1928” в иконной нише на северном фасаде 1-х Фридрихсгамских ворот.
В послевоенный период основная часть территории Аннинских укреплений и почти все сохранившиеся строения находились в ведении Министерства обороны СССР и были заняты различными воинскими частями.
Комплекс первых послевоенных реставрационных мероприятий на территории Аннинских укреплений произошел в период 1953–1958 гг. Равелинные и 1-е Фридрихсгамские ворота поначалу объединялись в один комплекс. Однако, к 1971 году, благодаря архивным изысканиям выборгского искусствоведа Е.Е. Кеппа, было восстановлено восприятие ворот в качестве двух отдельных сооружений.
В 1979 году реставрация Фридрихсгамских и Равелинных ворот была выполнена под руководством архитектора-реставратора ЛФИ «Спецпроектреставрация» И. А. Хаустовой.
В 2000–2001 гг. была проведена косметическая реставрация ворот под надзором СКУ «Ингрия», а последняя реставрация производилась в 2015 году на южном внутреннем фасаде 1-х Фридрисгамских ворот.
Нынешнее состояние ворот в проектной документации, да и с чисто визуальной стороны, характеризуется как совершенно недопустимое в связи со значительным износом строительных конструкций и наличием несовместимых с историческим материалом ремонтных вставок.
Разработка проектной документации на выполнение работ по реставрации и приспособлению под современное использование 1-х Фридрихсгамских ворот была в 2022-2023 гг. выполнена ООО «Архитектурно-проектная мастерская-3».
Проектом предусмотрена вертикальная планировка с эффективным отводом осадков за пределы сооружения, а также надёжная гидроизоляция всех конструкций и элементов. Причина – сложное объёмно пространственное решение с примыкающими грунтовыми массивами.
В границы проектирования, помимо самих Фридрихсгамских и Равелинных ворот, частично в зоне примыкания к ним включены объекты куртина северная и 2-й равелин.
Нынешнее состояние Равелинных ворот даже несколько хуже Фридрихсгамских из-за местами значительного выкрашивания кирпичной кладки со стороны обоих порталов. Реставрационные работы по этому объекту практически аналогичны Фридрихсгамским.
Подъёмный мост через ров второго равелина на каменных быках был построен в 1793 году. Перестраивался и реставрировался несколько раз с XIX по XX вв. Последняя реставрация под надзором учреждения «Ингрия» состоялась в 2001 году.
Проектом реставрации под современное использование, выполненным ООО «РСК АНТИК», предусмотрено восстановление пролётного строения моста в деревянных конструкциях, в соответствии с историко-архивными данными.
Монтаж пролетного строения разрешается после окончания работ по реставрации и инженерному укреплению промежуточных устоев, а также опорных зон стенок эскарпа и контрэскарпа. Основные узлы соединений деревянных элементов предусматриваются на кованых гвоздях и скобах – для достижения соответствующей историческому облику сооружения фактуры.
В ближайшем будущем планируется разработка проекта реставрации объекта «Сортия» (1730-е гг.), расположенная на бывшем 4-м бастионе Крон-крепости (Петровская набережная – см. фото).
Вышеуказанные объекты издавна и традиционно входили и входят сегодня в число самых узнаваемых памятников военной архитектуры города Выборга.
Использованные источники:
Проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (реставрация и приспособление для современного использования), 2021–2023 гг.
Научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо» Дмитриев А.В.
Иллюстрации:
1. Группа девушек на фоне Фридрихсгамских ворот крепости Св. Анны. 1929 г. ВЗ КП-11212
2. Благоустройство Аннинских укреплений. Главный архитектор города Владимир Евгеньевич Щербаков дает указания по планированию работ. 1969 г. КП-2015/20
3. Генеральный план крепости Корон-Санкт-Анна с обозначением всех выявленных исторических объектов за период XVIII – 1-я треть XX вв.
4. Панорама Петровской набережной и Аннинских укреплений. 1960-1970-е гг. КП-6269/43
5. Реставрационные работы на объекте исторического наследия «Кордегардия», 2024 г.
6. Реставрационные работы на объекте исторического наследия «Кордегардия», 2024 г.
7. Реставрационные работы на объекте исторического наследия «Кордегардия», 2024 г.
8. Сохранившаяся надпись на кирпиче Кордегардии: «Заряжко 1931 призыв 1951», по-видимому, оставленная солдатом караульной службы уже в советское время.
9. Объект исторического наследия «Сортия» (Петровская набережная), чья реставрация уже запланирована, 2024 г.