После Крымской войны и в свете начала глобальных внутриполитических реформ в Российской империи, в Выборге начали происходить большие преобразования.
Согласно новому генеральному плану от 1861 года, все укрепления Выборгской крепости с юго-восточной стороны, существенно устаревшие и явно мешающие экономическому, промышленному и социальному развитию города, были срыты, а освободившаяся территория военным ведомством была передана магистрату под дальнейшую городскую застройку.
Крон-крепость Св. Анны, приобретшая статус крепости II класса ввиду близости столицы, оставалась в ведении выборгского гарнизона и, как и прежде, представляла действующий западный укрепрайон города.
Напряжённые отношения с ведущими странами Европы из-за подавления русскими войсками восстания в губерниях Царства Польского 1863-1864 гг., прежде всего с Великобританией и Францией, заставили задуматься о скорейшей модернизации городских фортификационных укреплений.
Так как Выборг оказался незащищённым с восточной стороны, то есть с суши, военным министерством было принято решение о возведении в некотором отдалении от города новых укреплений.
Автором первоначального проекта выступил выдающийся русский военный инженер генерал-адъютант Эдуард Иванович Тотлебен. Укрепления, получившие позднее название Восточно-Выборгских, начали возводить на скалистой возвышенности в 1864 году, их строительство растянулось на долгие годы. К концу века здесь было сосредоточено до 180 разного калибра орудий, а гора с тех пор именуется «Батарейной».
Также по проекту Тотлебена было запланировано возведение артиллерийских батарей на западной оконечности островов Сорвалисаари и Линнасаари (см. илл. 1, 2, 3, 4). На Линнасаари к настоящему времени сохранилась «пороховая лаборатория», она является одной из достопримечательностей музея-заповедника «Парк Монрепо», куда проложена экологическая тропа.
С конца 1860-х гг. на островах Малого и Большого Тронгзундских рейдов близ Бьёрка (Приморск) началось усовершенствование старых и возведение новых редутов и батарей, входящих в зону подчинения командованию Выборгской крепости. Пороховые погреба на бывшей Ниемельской батарее сохранились до наших дней.
Старая «королевская» прибрежная дорога, связующая Выборг с северо-западными окраинами Империи и проходящая через Фридрихсгамские и Равелинные ворота Крон-крепости, уже давно не отвечала велениям времени.
По взаимному соглашению городского магистрата с военным ведомством, в 1864 году через левые фасы 2-го бастиона и Большого контргарда была проложена новая широкая дорога, получившая название «Св. Анны», позднее Аннинская улица (см. илл. 5), ныне ул. Островная.
В тот же период через территорию эспланады Крон-крепости образовалась дорога вдоль крепостных валов, ведущая в жилые и дачные районы Пикируукки и Хиекка (ныне ул. Батальонная – пос. Выборгский).
В феврале 1870 года состоялось торжественное открытие четвёртой по счёту в Российской империи железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Выборг – Гельсингфорс. Её небольшой участок пересёк восточную часть эспланады Крон-крепости.
В 1876 году в Выборге была издана первая карта-путеводитель по городу и окрестностям на шведском и финском языках (см. илл. 6). Кроме Крон-крепости на ней указана часть уже возведённых Восточно-Выборгских укреплений.
Несмотря на то, что статус Главной среди других выборгских укреплений Крон-крепость Св. Анны утратила, до 1918 года она оставалась полноценной войсковой частью, где размещался местный крепостной гарнизон и воинские склады. Здесь соседствовали казармы комендантского взвода, инженерной команды, батальона пограничной стражи, сотни Казачьего войска Донского и артиллеристов. В период военного времени предполагалась установка орудий на куртинах и бастионах крепости.
С конца XIX до начала XX столетий в крепости возводились новые строения хозяйственного и жилого назначения. В частности, появились гарнизонная баня, жилой штаб-офицерский комплекс, каретный двор, казарма интендантской команды, пекарня и кухня-столовая, продуктовые склады и интендантский магазин, дополнительная конюшня и погреб в скале.
К укреплениям самой крепости у военного ведомства в то время подход становится исключительно утилитарный, который в конце концов приводит к плану полного её уничтожения. В «Записке о современном состоянии Выборгской крепости» от 1912 года, подписанной начальником инженерной команды инженер-полковником Цегловым, делается следующий вывод:
«Кронверк Св. Анны не имеет никакого оборонительного значения, так
как было бы безумием надеяться удержать на нём противника, взявшего ряд
западных позиций. Поэтому было бы правильным срытие всех укреплений и
образование из последних и их эспланады резерва земляных участков для
размещения войсковых частей и интендантских складов…»
К счастью, этот варварский план не был реализован.
В июне 1910 года, в честь 200-летия взятия Выборга войсками Петра I, по указу Николая II на полуострове Терваниеми, на скале, где находился когда-то «Редут Петра Великого», состоялось торжественное открытие памятника первому российскому императору.
По легенде на месте, откуда Пётр в 1710 году сам наводил пушки для обстрела осаждённого города, его рукой в граните был выбит вензель и крест, сохранившиеся до наших дней.
Интересна история фотографии, на которой изображён молодой солдатик, стоявший в почётном карауле с трёхлинейкой в руках у памятника Петру в день его открытия (см. илл. 7). Кто на снимке, совершенно неожиданно выяснилось после 1940-х годов.
Неофид Егорович Спиров – так звали нашего часового – родился в 1883 году в деревне Шеймогоры Архангельской губернии. По профессии был кузнецом. Будучи призванным в армию, службу проходил в Выборгском крепостном гарнизоне. За безупречную службу не раз был командованием отмечен. Так и попал в почётный караул.
27-летний солдат тогда ещё не знал обо всех последующих для себя и его страны лихолетьях: Первая мировая, революция, гражданская война, голод и разруха, коллективизация, Великая Отечественная…
Судьба даровала ему всё это благополучно пережить, взрастить детей, дождаться внуков и правнуков.
После войны Неофид Спиров нередко навещал ставший близким ему город, в последний раз в 1960 году. Тогда же в фондах Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге появились фотографии уже убелённого сединами бородатого колоритного старика и его большого семейства.
Умер и похоронен Неофид Егорович на родине в 1968 году в возрасте 85 лет. Известно ещё, что младший его сын, Александр Спиров, когда-то проживал в Выборге, работал кузнецом на Приборостроительном заводе.
В том же 1910 году при выходе из Равелинных ворот у моста «на подписку среди войск» был установлен памятник с надписью «1710-1910 гг. Русским воинам, павшим при взятии Выборга». Это место было выбрано не случайно, так как по преданию именно здесь были захоронены павшие при осаде крепости русские солдаты.
Продолжение следует
Использованные источники:
ГКУ ЛОГАВ
ЦГА НТД СПб, ф. Р-488, оп.3-29, д.61
Ласковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в
России. СПб, 1865 г.
Чьей собственностью является Петровская гора в Выборге.
Финляндская газета. №34, 1913 г.
Выборг под русской властью. 1906 г.
Руут И. История города Выборга. Гельсингфорс, 1906 г.