Купить
билеты

Где эта улица? Где этот дом?

Последний адрес семьи баронов Николаи в Петербурге – улица Большая Конюшенная дом 4. По этому адресу в 1916 году проживали  Пауль Эрнст Георг (Павел Николаевич) Николаи  и его сестра – баронесса Мария Николаевна Николаи. В квартире Николаи был телефон: 41-658 (см. справочник «Весь Петроград», 1917 г. Издание Товарищества А. С. Суворина).  После революций 1917 года Николаи навсегда уехали в Монрепо, которое стало их единственным прибежищем.

     Большая Конюшенная – одна из старейших улиц Петербурга. Начиная с петровских времен, заселяли этот район в основном иностранцы. Финны, голландцы, немцы открывали торговые лавки и ремесленные мастерские. Строили церкви, свои, иноверческие. Рядом с немецкой кирхой разместились реформатские франко-немецкая и голландская церковь.  С иноверческими храмами добрососедствовала православная Конюшенная церковь. Таким образом, Большая Конюшенная улица стала не только многонациональной, но и, наравне с Невским проспектом, «улицей веротерпимости».

     Один из участков на Большой Конюшенной был отдан шведской и финской общине.  Для религиозных служб сначала    был построен молельный дом, первыми прихожанами которого стали шведские и финские торговцы и ремесленники. В 1803 году стали строить большую церковь. Архитектор Готлиб Христиан Паульсен учился «несколько лет на своем коште» у Юрия Фельтена, который принял молодого человека в свою «команду архитектурии помощником третьего класса».

     Паульсен хотел создать приход, который был  бы  по-домашнему уютным. В результате получилось строгое, без всяких изысков, здание с арочными окнами и портиком с 4 колоннами. Освятили церковь во имя святой Марии (в честь императрицы Марии Федоровны). Долгое время она была единственной для прихожан финской национальности в Санкт-Петербурге. Пастором этой церкви с 1912 по 1918 год был Юхо Сааринен. Его мало кто знает. Зато все знают его сына – Элиэля Сааринена, финского архитектора, автора проекта железнодорожного вокзала в Хельсинки и Выборге.

     Рядом с церковью был построен церковный доходный дом. Такие дома давали возможность приходу содержать в надлежащем состоянии храм и оказывать помощь нуждающимся прихожанам. Первый жилой дом на этом участке появился в 1775 году. В середине XIX века старый дом был перестроен и надстроен до четырех этажей по проекту архитектора Гаральда Андреевича Боссе. В этом доходном доме на Большой Конюшенной, 4 и проживали в последний предреволюционный год  Павел и Мария фон Николаи. Павел Николаевич  был одним из руководителей Студенческого христианского союза. А его сестра работала делопроизводителем Евангельского общества попечения о девицах. Мария Николаевна фон Николаи была учредительницей и председателем этого благотворительного общества. Соучредительницами были девицы Эмилия Антоновна и Мария Антоновна Скалон, Елизавета Карловна Самада, дочь купца из Фридрихсгама и  графиня Мария Константиновна Пален (ее брат Константин Константинович был женат на Софье Николаевне Николаи).

     Целью Общества попечения о девицах  было «предохранять молодых девиц евангелической веры от действия окружающих их вредных, в нравственном отношении, условий жизни и содействовать их нравственному развитию». А для этого предполагалось чтение книг общеобразовательного и религиозного содержания; рукоделие в пользу бедных; трудоустройство девиц, состоящих под попечением Общества; обучение девиц ведению домашнего хозяйства для устройства в прислуги. Кроме того, девицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, выплачивалась беспроцентная денежная ссуда или единовременное пособие. Бюджет Общества состоял из годовых взносов учредителей, ежемесячных взносов девиц, посещающих собрания Общества (10 копеек в месяц), случайных пожертвований и сборов. Для дам и девиц евангелического и лютеранского вероисповедания было устроено общежитие, как было указано в уставе Общества «для утомленных, слабосильных и престарелых».  Такое общежитие располагалось в Конногвардейском переулке в доме № 4. Только в 1914 году помощью этого Общества воспользовалось более 430 человек!

     В июне 1914 г. члены Комитета общества М. Н. Николаи, М. К. Пален, М. А. Скалон и пастор собора св. Петра Вальтер представляли Общество на Международном конгрессе христианских обществ попечения о девицах, проходившем в Стокгольме.

     С началом Первой мировой войны в доме № 4 по Конногвардейскому переулку, была организована кройка и шитье белья для фронта и заготовка перевязочного материала для Евангелического полевого госпиталя.

     А барон Павел Николаевич фон Николаи вел работу среди студентов. Студенты в то время находились под строгим наблюдением полиции, запрещалось собираться в частных квартирах  из опасения, что эти собрания могут иметь политический характер. Нарушители этих правил строго преследовались, тем не менее, Павел Николаевич продолжал собирать молодёжь. О работе Павла Николаевича Николаи писала Софья Ливен в книге «Духовное пробуждение в России»: «Павел Николаевич… работу по изучению Слова Божия со студентами вёл самостоятельно, без связи с общинной работой. Он приглашал студентов к себе на дом, и вначале желающих изучать Слово Божие находилось немного. Его целью было, знакомя молодёжь, в то время большей частью заражённую атеизмом, со Словом Божиим,  приводить её к вере во Христа. Он не желал придавать этим библейским беседам сектантский характер, или призывать к определённому вероисповеданию. Его задачей было показать им богатство и ценность всей Библии, начиная с Ветхого Завета…

     Павел Николаевич был настоящим другом и воспитателем этих горячих, пылких, подчас невоздержанных голов. Иногда он приглашал своих «сынков» на несколько дней в своё живописное имение Мон-Репо (Mon-repos) под Выборгом в Финляндии. На лоне природы они читали Слово Божие, свободно обменивались мнениями, разбирали с Божьей помощью самые сложные вопросы. Павел Николаевич старался воспитывать своих питомцев и в житейском смысле. Он ставил условием своим гостям привозить с собою полотенце и мыло, старался внушать им любовь к чистоте и опрятности, что казалось некоторым из них лишней тратой времени и буржуазным предрассудком. Учил он их и точности в исполнении обещаний и умению распределять время. Все эти правила многим из них были не по сердцу, и взгляды и привычки их «наставника» сообщали ему некоторый облик западника, а потому были им чужды. И всё же его любовь к ним превышала всё, и они платили ему взаимной любовью и искренно ценили его».


Материал подготовила младший научный сотрудник
музея-заповедника «Парк Монрепо» Наталья Лисица


Литература:

1.    Весь Петроград на 1917 год : адресная и справочная книга г. Петрограда / под ред. А.П. Шашковского. – [СПб.] : издание т-ва А.С. Суворина – «Новое время», [1916]. – С. 490.
2.    Ливен С.П. Духовное пробуждение в России. – Изд-во: Директ-Медиа, 2014. (гл. «Среди студентов»).

Интернет-ресурсы:

1.    https://ru-wiki.ru › wiki › Паульсен,_Готлиб-Христиан
2.    encblago.lfond.spb.ru › showObject
3.    https://walkspb.ru › ulpl › bol_konushennaya_ul

Иллюстрации:

1.    Большая Конюшенная. Четная сторона. Фото 1900 года.
2.    Большая Конюшенная дом № 4. Современное фото.
3.    Павел Николаевич Николаи с сестрами в гостиной усадьбы Монрепо. На переднем плане – Мария Николаевна Николаи. Фото 1890-х годов.

Перейти к содержимому