Купить
билеты

С неба звёздочка упала…Герб на Главных воротах Монрепо

Прежде всего, успокоим сомневающихся: пятая звезда во главе щита ‒ это не ошибка. Герб на воротах воссоздан точно таким, каким он был в XIX веке и в первой половине XX века. Это подтверждают не только фотографии того времени, но и фоторепродукция акварели 1830-х годов, сделанная в 1873 году фотографом Индурским для Альбома города Выборга и его окрестностей. Пейзаж с воротами на репродукции Индурского был нарисован неустановленным художником (возможно, Кристенсеном) вскоре после постройки около 1835 года Главных ворот. Так что, пять звёзд были в гербе на воротах изначально.

   Пауль Николаи поместил на ворота унаследованного им имения Монрепо герб с пятью звёздами уже после того, как в 1813 году герб баронов Николаи (с четырьмя звёздами) был внесён в Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи [1], ‒ и после того, как этот же с четырьмя звёздами герб появился в 1828 году в зале дома Дворянского собрания Великого Княжества Финляндского [2]. Появление на гербе в Монрепо пятой звезды вызывало в наше время множество вопросов и домыслов. Самое изящное предположение, на взгляд автора, связывает «новшество» с получением Паулем Николаи шведского ордена Полярной Звезды, случившимся в приятное для Пауля время женитьбы и начала счастливой семейной жизни в Стокгольме. А самое невообразимое предположение основано на устаревшем английском обычае помещать звезду на герб третьего сына, ‒ как будто Пауль Николаи не только не единственный, но и не старший наследник своего отца! Впрочем, это всего лишь плоды досужих размышлений.

   Пять звёзд мы видим уже на самом первом известном нам изображении герба ‒ на сургучном оттиске перстня-печатки на письме Людвига Генриха Николаи Якобу Штелину (письмо не датировано, но не могло быть написано позднее 1785 года, в котором умер Якоб Штелин). Людвиг Генрих Николаи стал рыцарем Священной римской империи германской нации в 1782 году. Император Иосиф II посвятил его в рыцари по просьбе великого князя Павла Петровича (некоторым предлогом могло послужить и то, что Николаи ещё в 1760-е годы служил в Вене секретарём российского посла князя Голицина). Имперские рыцари в эпоху становления абсолютизма поддерживали имперскую власть, уравновешивая высшее дворянство; их феоды были словно анклавы на землях князей и графов. Впрочем, к концу XVIII века это был уже скорее почётный титул. Во всяком случае, никакой земли в Австрии Людвиг Генрих Николаи не получил. Бароном Римской, а затем и Российской импрерии он стал, когда уже владел Монрепо и был «пожалован деревнями» императором Павлом I.

   Изображение герба на перстне-печатке Людвига Генриха Николаи также оставляет вопросы. Звёзды на нём пятиконечные, кроме верхней ‒ шестиконечной (строго говоря, это и не звезда, а рыцарская шпора), а корона ‒ с девятью лепестками (то есть даже не баронская, а графская). Следует помнить, что геральдика была строго регламентирована в Средние века. В Новое время с появлением служилого дворянства, в которое возводили за выслугу (вспомним Табель о рангах) или за заслуги перед монархом, строгие геральдические правила неминуемо нарушались, так как приходилось сочинять огромное число новых гербов, а людей сведущих в сей тонкой науке не хватало [3]. Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый ещё по указу Павла I в 1797 году для регламентации русской геральдики, составлялся очень медленно. 11-я часть (с гербом баронов Николаи) была утверждена только в 1857 году Александром II и так и не была издана [4].

   Полагаем, мелкие изменения в гербе можно отнести к случайным вариациям, допущенным художниками Герольдии. Пятиконечные «английские» звёзды были заменены на более свойственные немецкой геральдике шестиконечные. Почему звёзд стало четыре? Возможно, чтобы на французской формы щите расположение фигур было гармоничнее. На щите барочной немецкой формы (на воротах) или треугольной английской (на перстне-печатке) для верхней звезды (или рыцарской шпоры) остаётся больше места.

   Пауль Николаи создавал в Монрепо, по характеристике Евы Руофф, «Сад Памяти» [5], посвящённый прежде всего своему отцу. Возможно, он решил поместить на воротах изображение старого герба Людвига Генриха Николаи, чтобы подчеркнуть преемственность старине. Полагаем, этому же служил и выбранный Паулем Николаи нео-готический стиль ворот.

Валентин Болгов,
главный хранитель фондов

Примечания:

1] https://gerbovnik.ru/arms/1859.html
2] https://www.riddarhuset.fi/sv/om/atter_och_vapen/view-166686-10414
3] http://www.heraldry.hobby.ru/gub/inst1.html
4] https://sovet.geraldika.ru/article/4689
5] Название монографии Евы Руофф «Монрепо. Сад памяти» (Ruoff E. Monrepos. Muistojen puutarha. Porvoo, 1993).

Иллюстрации:

1.    Воссозданный герб баронов Николаи на Главных воротах Монрепо.
2.    Карл Бьёрн Седерварф (1876-1960). Фотография. Museovirasto.
3.    Якоб Индурский (1839-1912). Альбом города Выборга и его окрестностей <…> (1873).
4.    Герб Николаи в доме Дворянского собрания Финляндии. Фото: Юха Ланкинен.
5.    Сургучная печать на письме Л. Г. Николаи Я. Штелину. РНБ. Фото: ТОО АРС, 1992.

Перейти к содержимому