Купить
билеты

Источник «самой северной нимфы»

Первые пейзажные парки Европы традиционно насыщали сооружениями по мотивам античности, а также скульптурой, связанной с древними мифами, легендами и местными преданиями.

Например, в знаменитом английском парке Стоу, который был перестроен в пейзажном стиле в 1738 году, появились храмы-павильоны, посвященные Венере, Бахусу, Дружбе, Пасторальной поэзии, а также грот Пастуха, пещера Дидоны, Пирамида, статуи Саксонских божеств, Дриады, и т. д. В Стоу также имелся свой Приют отшельника.

Вполне естественно, что античные мотивы появились и при устройстве Монрепо. Об античной идее источника прекрасно сказано в книге Эвы Руофф «Монрепо. Парк воспоминаний»:

«Расположенный в полукилометре от Главного усадебного дома на запад лесной источник был любимым местом Людвига фон Николаи в парке Монрепо. Он сильно пленял его воображение. Многие любимые им античные поэты писали об источниках и живших вблизи них духах природы. По Гомеру, у короля Алкиноя в его саду был источник.

А вызывающий особое восхищение у Людвига фон Николаи, Гораций в одном из самых известных гимнов возносил хвалу находящемуся в его сельской усадьбе источнику Бандусиа с исключительно прозрачной водой.

Людвиг фон Николаи дал своему источнику название по нимфе Сильмии, которая в поэме Монрепо символизирует покровительницу парка и настоящего владельца. Название источник Сильмии происходит от того, что местные жители, по его сведениям, в старину верили, что у воды источника в Монрепо была целебная сила, особенно в случае с глазными заболеваниями, поскольку он струился на восток…»

И хотя нимфа Монрепо носила финское имя, все-таки нимфы как божества относятся к персонажам древнегреческой мифологии.

Наверно, поэтому Константин Случевский, посетивший Монрепо в 1897 году, написал в путевых заметках: «Нимфа Сильмия (сильми по-фински глаза), вероятно, самая северная изо всех немерзнущих нимф».

Со временем у источника появилось второе название. В апреле 1798 года Людвиг Николаи сообщил сыну о приобретении «приличного количества» античной скульптуры: «Терраса у подножия скалы Эрмитажа закончена и будет украшена античной мраморной статуей Нептуна на пьедестале, также из мрамора, украшенном дельфинами.

Я мог выбрать всё, что хотел, из множества древних бюстов и статуй, прибывших к Бренне, но которых даром не хотел, потому что они большей частью повреждены. Я взял приличное количество под обещание Бренны, что будущей зимой он определит в Монрепо одного из <работников>, который исправит их все».

Спустя более, чем 5 лет, в декабре 1805 года, мы читаем о том, как владелец Монрепо планирует расставить скульптуру:
«Маленькая церковь на Левкатийской скале уже <снесена>. В будущем я помещу туда маленький храм, я ещё не знаю – деревянный или каменный. Посреди храма будет стоять маленький Амур, в двух боковых нишах встанет слева Юпитер, стоявший на Палаточном острове, а справа – красивый фавн из моей библиотеки.

Садовые двери из моего кабинета я велю переделать в двери, маленькую лестницу снять, а прекрасный Нарцисс появится в маленьком «нимфеуме» у источника, который будет построен так, что перед ним получится ещё бассейн, из которого желающие смогут черпать воду для промытия глаз. Наверху на скале с пещерой будет стоять уже не рундель, а подарок генерала Штейнхейля – четырёхугольная башня, которая будет называться «Башня Эриха», так как у меня на этот случай уже есть готовая легенда».

Вернемся к исследованию Эвы Руофф: «Изображающая отдыхающего Нарцисса скульптура изначально украшала спинку окружавшей источник каменной скамьи…

Поскольку парк Монрепо был гостеприимно открыт для всех входящих и выходящих, иногда случалось, что по отношению к статуе Нептуна случались хулиганские поступки, и поэтому Пауль фон Николаи посчитал, что ему необходимо построить для его защиты небольшой навес и прочную железную ограду. В то время вокруг большого мраморного бассейна были также высажены цветы, так что по-прежнему создавалось общее впечатление красоты и ухоженности».

Вероятно, случаи вандализма продолжались. 7 июля 1858 года в газете «Wiborg» было опубликовано предупреждение о возможности закрытия парка для посещения, так как «некоторые баловливые посетители Монрепо находят удовольствие в обезображивании памятников и мест отдохновения начерчиванием разных надписей, царапанием монументального мрамора острыми гвоздями, переноской скамеек и искажением внутренностей турецкой палатки…» (И.С. Лапин «Путешествие в ближнюю Финляндию»).

Неизвестно, в какой период владельцы усадьбы убрали с территории парка античные скульптуры. Судя по старым фотографиям, в начале ХХ века в Монрепо оставалась только одна античная скульптура – Нарцисса, которая была утрачена в годы войны.

В 1960-е годы, вероятно из-за взрывов при прокладке железной дороги, в каптажном колодце источника образовались трещины, вода перестала подниматься до уровня маскарона.

Разобраться с проблемой удалось только в ходе нынешней реставрации: источник восстановили, из маскарона снова бьет чистая вода. И как прежде, у источника много посетителей, а экскурсоводы рассказывают легенды о прекрасной нимфе Сильмии и самовлюблённом Нарциссе.

Материал подготовила Ирина Андреева

Перейти к содержимому