Купить
билеты

Главные усадебные ворота

Главные ворота Монрепо в неоготическом стиле стали одним из символов парка. Дата их постройки и архитектор неизвестны. Возможно, они возведены в 1835 году по проекту Карла Людвига Энгеля, знаменитого архитектора Хельсинки.

К 1830-м годам сад барона Николаи уже приобрел европейскую известность и требовал достойного оформления входа:

«Был уже десятый час вечера, когда мы пришли к ограде, сложенной из булыжника, и к белым, ложчатым воротам незавидной архитектуры. За сими воротами, по обе стороны идет деревянная решетка до самого дома, который тоже деревянный, обнесен террасами, от коих идут вниз какие-то узорчатые лесенки. Сказать ли тебе откровенно? Увидя то, что было впереди, я невольно подосадовал на этот дом и на эти садовые ворота.

Воображение мое мигом их пересоздало. Я мечтал, будто бы вхожу в сад сквозь какое-то ущелие, в высокой, каменистой горе, сквозь нечто вроде Царскосельского большого каприза; передо мною с визгом отворяются тяжелые железные ворота; на место деревянного дома, будто бы вижу огромное, высокое здание в готическом вкусе, подобие древних рыцарских замков, с толстыми, небелеными стенами, с пробоинами для пушек, с круглыми, зубчатыми башнями по углам. Сие первое впечатление было, впрочем, недолговременно: другие предметы скоро привлекли и приковали мое внимание». Так описал свое разочарование от входных ворот литератор Орест Сомов, побывавший в Монрепо в июле 1829 года в компании Анны Керн, Дельвига и Глинки.

Следующее известное нам историческое свидетельство, благодаря которому мы знаем примерное время постройки ворот, принадлежит некому Вл. Михайлову и было опубликовано в журнале «Библиотека для чтения» в 1835 году:
«Проехав версты две бесплодным пространствам, усеянными, как вся окрестности Выборга, разбитыми утесами и серо-красноватыми гранитными валунами, из среды которых местами выглядывают тощие, искривленные сосны и кусты можжевельника, мы приблизились к высоким деревянным воротам, еще не достроенным. Они привели нас к длинной липовой аллее, которая оканчивается у входа в сад. Тут, возле забора, с лейкой в руках, стоял старый садовник. Окинув нас взглядом, он решил по глазомеру, что мы люди «порядочные», и отворил садовую калитку».

Эти ворота просуществовали в парке около ста двадцати лет и были разобраны в 1954 году. А на их месте установили довольно простую конструкцию, под стать Центральному парку культуры и отдыха (ЦПКиО), которым стал на время Монрепо.

Второе рождение ворот произошло в 1982 году, когда они были воссозданы по проекту выборгского архитектора В.В. Дмитриева с учетом появившихся возможностей того времени. Реконструированные, они в целом повторяли оригинальный проект, но отличались элементами декоративной отделки. В советскую эпоху на воротах отсутствовал герб баронов Николаи.

Нынешняя реставрация максимально воссоздает исторический облик ворот: изменился цвет, а самое главное — вернулся герб Николаи, благодаря чему ворота выглядят торжественно и парадно.

Реставрация ворот еще не завершена – последним штрихом станет установка тяжелой двухстворчатой металлической калитки внутри.

Воссозданная калитка, которая пока еще находится в мастерской реставраторов, точно сохраняет исторические очертания и размеры благодаря подлинному декоративному элементу из фондов музея-заповедника.

Иллюстрации с сайта Museovirasto (Музейное ведомство Финляндии) и фондов музея-заповедника «Парк Монрепо»

Материал подготовила начальник ОСО музея-заповедника
«Парк Монрепо» Ирина Андреева

Перейти к содержимому