«Милой Верочке Лихачевой на добрую память»
Е.Э. Гранстрем.
Сентябрь, первый осенний месяц, это необыкновенное и чудесное время, время преображения природы, волшебства и ярких красок. Но для семьи академика Дмитрия Сергеевича Лихачева к сверкающим оттенкам золотого, зеленого и желтого навсегда примешалась черная краска. 11 сентября 1981 года трагически оборвалась жизнь одной из дочерей Лихачева, Веры Дмитриевны (1937–1981), «Верунчика» или «Рунчика», как ее ласково называли в детстве, талантливой византинистки, искусствоведа и соавтора некоторых работ академика.
После ее гибели, архив Веры Лихачевой остался у Дмитрия Сергеевича, деятельно занимавшегося сохранением научного и творческого наследия дочери, а затем, вместе со многими другими бумагами академика был передан в музей-заповедник «Парк Монрепо». И в этот сентябрьский день, среди других материалов архива, наше внимание привлек небольшой документ, подарок Вере Лихачевой от старшей коллеги и наставницы.
Перенесемся теперь из печали 1980-х в энергичное начало 1960-х гг. В те годы молодая Вера Лихачева, относительно недавно закончившая Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, работала над греческими рукописями в Византийском отделе Эрмитажа и часто наведывалась в Публичную библиотеку Ленинграда (ГПБ). Знакомясь с рукописным собранием ГПБ, Лихачева тесно общалась с Евгенией Эдуардовной Гранстрем (1911–1991), старшим научным сотрудником и хранителем византийских рукописей библиотеки, у которой многому научилась в области кодикологии и палеографии. На память о совместной работе, Евгения Эдуардовна подарила своей ученице печатные оттиски нескольких своих статей из различных сборников и журналов, сопроводив их дарственной надписью, вынесенной в эпиграф к настоящей статье.
Под печатным оттиском в данном случае понимается отдельно напечатанная статья из печатного издания, зачастую в обложке и с указанием издания. Такие оттиски обычно запрашивали при договорах на публикации статей, а затем обычно подписывали и передавали, либо дарили ученикам, друзьям и близким коллегам. Это была обычная практика среди научного сообщества того времени. Такой подарок получила и Вера Лихачева.
Впрочем, на этом плодотворное научное сотрудничество Гранстрем с семейством Лихачевых не завершилось. Так, несколькими годами позже академик Лихачев выступил официальным оппонентом на успешной защите ее докторской диссертации, обобщившей многолетний опыт работы с греческими и славянскими рукописями. Еще позднее, в середине 1970-х гг., уже покинув ГПБ, Евгения Эдуардовна стала ответственным редактором новой монографии Веры Лихачевой, к тому моменту кандидата искусствоведения, посвященной византийскому искусству, «Искусство книги. Константинополь. XI век».
Источники:
- Материалы ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
- Вера Дмитриевна Лихачева (1937–1981): [Некролог]. Византийский Временник. – 1982. – Том 43 (68). – С. 288–290.
- Лихачев Д.С. Заметки к воспоминаниям о Вере / публ. З. Курбатовой // Наше наследие. — 2006. — № 79–80. — С. 52–69.
- Вольфцун Л.Б. Гранстрем Евгения Эдуардовна// Санкт-Петербурсгкий институт истории РАН : сайт. — URL: http://www.spbiiran.nw.ru/granstrem-e-ed/(дата обращения: 5.09.2024).
- День в истории. Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермская государственная ордена „Знак Почёта“ краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького»: сайт. — URL: https://www.gorkilib.ru/events/4758/(дата обращения: 5.09.2024).
- Лихачева В.Д. Искусство книги. Константинополь. XI век / Академия наук СССР, Научный совет по истории мировой культуры, Институт истории искусств Министерства культуры СССР; отв. ред. Е.Э. Гранстрем. – Москва: Наука, 1976. — 181 с., 4 л. ил. : ил.