Absit invidia
4–6 мая 1964 года в Москве прошло закрытое обсуждение работы А. А. Зимина. Учитывая резонанс события, Главный зал Института истории АН СССР, где проходило обсуждение, был полон. При этом многие видные ученые, занимавшиеся «Словом о полку Игореве» и подготовившие выступления, в аудиторию допущены не были. Сам «ересиарх» первый день заседания пропустил — слег, не выдержав нарастающего волнения, просил перенести дискуссию, в чем был поддержан Лихачёвым и Виноградовым, но ему было отказано.
Одним из первых на заседании выступил Д. С. Лихачёв. Констатировав, что эта работа А. А. Зимина есть его большая научная неудача, ученый отметил огромные различия между «Словом» и сохранившимися произведениями Иоиля, предполагаемого автора в представленной концепции. Докладчик обратил внимание и на слабый анализ древнерусских текстов.
В завершение своего выступления Лихачев призвал издать книгу Зимина, не делая из нее секрета. При этом Дмитрий Сергеевич не позволил себе ни одной нападки на автора. В том же духе высказались и другие выступавшие, а выпады одного из докладчиков против самого Зимина подверглись единодушному осуждению.
Увы, «ересиарх» вежливости коллег не оценил. 6 мая в своем ответном слове Зимин прямо обвинил Лихачёва в дружбе с различными «реакционными славистами» и «антисоветчиками», включая уже не раз упоминавшегося Р. О. Якобсона, а себя представил ортодоксальным историком-марксистом.
«Дело Зимина» оставило по себе долгую память. Решение не печатать его книгу, принятое еще до обсуждения, по итогам заседания не пересматривалось. Лихачёв и другие ученые и в 1964 году, и далее настаивали на публикации, но безрезультатно. Считая, что «вопрос не только и не столько историко-текстологический, сколько политический», партийное руководство не желало «подбрасывать врагу материал для злопыхательства». Был опубликован только отчет о московском заседании.
Пострадала и академическая карьера А. А. Зимина, хотя он продолжал работать, преподавать и публиковаться. В частности, в 1965 году Зимин изложил основные положения своей концепции в цикле статей, а над книгой продолжал работать до конца жизни. Андре Мазон, прочтя рукопись своего коллеги во время визита в СССР, исключил Иоиля из числа вероятных авторов «Слова».
Сторонники подлинности «Слова» также продолжали изыскания, вновь придирчиво рассмотрев свою аргументацию. Одну из своих «пост-зиминских» статей по этому вопросу Дмитрий Сергеевич начал фразой по-латыни, в переводе означающей «пусть не будет злобы» (вынесенной в эпиграф).
Тем не менее личные отношения между учеными были испорчены на многие годы. Искренне убежденный в своей правоте Зимин долго не мог простить Лихачёву несогласия. Лишь тринадцать лет спустя в почтовом ящике Дмитрия Сергеевича появится письмо от «ересиарха» со словами примирения. Позднее Лихачёв регулярно посылал семье Зимина открытки с просьбой простить за все, чем обидел. В своих воспоминаниях Зимин тоже не помянул «древника» дурным словом, хотя о других оппонентах отзывался едко.
Для Лихачёва эта история тоже не прошла бесследно. Ухудшились отношения с ленинградским партийным руководством, запомнившим обвинения; отдалились некоторые сотрудники Сектора в Пушкинском доме, поддержавшие Зимина. Пострадала и репутация Дмитрия Сергеевича среди молодых ученых. В молве надолго закрепилась история о том, как всемогущий «Зевс» Лихачев сознательно и несправедливо погубил талантливого «Прометея».
Один из этих ученых, американский славист Эдвард Кинан, близко знакомый с Лихачевым, позднее станет очередным скептиком «Слова», в 2003 году приписав его авторство чеху Йозефу Добровскому, исследователю XVIII века и знатоку славянских рукописей. Затем, в 2006 году, будет издана и книга А. А. Зимина, как и предполагали ученые в 1960-х, не ставшая сенсацией. К тому же современные изыскания относят происхождение рукописи, содержащей «Слово о полку Игореве» к библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря на Русском Севере, а не к Ярославлю, как считал Зимин.
Определенную точку в этой истории поставил в 2004 году лингвист А. А. Зализняк. Проведя всесторонний научный анализ текста, он пришел к тому же выводу, что и некогда Д. С. Лихачев, а именно: «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы; в XVIII столетии неизвестен и невозможен гений, способный создать столь уникальную ее имитацию.
Список использованных источников и литературы:
- История спора о подлинности «Слова о полку Игореве»: Материалы дискуссии 1960-х годов / Вступительная статья, составление, подготовка текстов и комментарии Л. В. Соколовой. — СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2010. — 792 с.
- Зализняк А.А. «Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста. – 3-е изд., доп. – М. Рукописные памятники Древней Руси, 2008. — 480 с.
- Зимин А.А. Слово о полку Игореве. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. — 516 с.
- Зубок В.М. Дмитрий Лихачёв: Жизнь и век. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2021 — 608 с., ил. + цв. вклейка.
- Лихачев Д.С. Когда было написано «Слово о полку Игореве»? // Вопросы литературы. — 1964. — № 8. — С. 132–160.
- Попов В.Г. Дмитрий Лихачёв / Валерий Попов. — М.: Молодая гвардия, 2013. — 269[3] с.: ил.
- Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве» // Arzamas — История культуры в лекциях, подкастах и текстах.: сайт. — URL: https://arzamas.academy/materials/154/ (дата обращения: 21.03.2025).
- Детектив про «Слово о полку Игореве» // Arzamas — История культуры в лекциях, подкастах и текстах.: сайт. — URL: https://arzamas.academy/materials/153/ (дата обращения: 25.03.2025).
Иллюстрации:
- Портрет академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1895‒1969). Из альбома Д. С. Лихачёва «Мы, наши знакомые и друзья». Из собрания ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». ПМ-КП-1528/10.
- Портрет исследователя Эдварда Кинана (1935-2015).
- Обложка монографии А.А. Зализняка ««Слово о полку Игореве»: взгляд лингвиста.»


