«Картины Малевича – радость каждому, кто хоть каплю понимает в искусстве, хоть каплю чувствует цвет и композицию» Д.С. Лихачев
30 сентября – особая и печальная дата. В этот день в 1999 году не стало академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Ныне, вспоминая это скорбное событие, мы хотели бы почтить его память, вспомнив об усилиях ученого по возвращению из небытия многих незаслуженно забытых деятелей культуры.
Импульсом здесь выступит одно из писем Дмитрия Сергеевича, сохранившееся в его архивах, в части, переданной на хранение музею-заповеднику «Парк Монрепо». Письмо это, датируемое 20 августа 1984 года, среди других тем, касалось памяти художника-авангардиста Казимира Севериновича Малевича (1879-1935). Оно относительно известно читателям, знакомым с биографией Лихачева и историей увековечения памяти Малевича.
Впрочем, обо всем по порядку. В 1982 году в ленинградском издательстве «Наука» вышел очередной труд Лихачева, монография «Поэзия садов». Вслед за этим почтовый ящик академика начал заполняться отзывами читателей. Среди прочих свой отклик и замечания на книгу отправил подмосковный филолог и цветовод-любитель Виктор Вячеславович Цоффка. Лихачев, редко отвечавший на отклики, на сей раз обратил внимание на отзыв Цоффки, и прислал свое собственное письмо. На этом между Ленинградом и Подмосковьем завязалась оживленная переписка, в основном посвящённая садовым цветам, их символическому значению и отражению в мировом искусстве.
Вероятно, Дмитрия Сергеевича заинтересовал обратный адрес письма — «Немчиновка». Немчиновка, дачный поселок при железнодорожной станции в 16 километрах от Москвы, еще с конца XIX столетия считалась излюбленным местом летнего отдыха среди московской интеллигенции и купечества. На немчиновских дачах бывали многие известные деятели искусства, как например режиссер Сергей Эйзенштейн.
Что же касается Малевича, то его познакомила с Немчиновкой семья второй его жены, Софьи Рафалович, у которой был там дом. В 1920-е – 1930-е годы художник проводил на дачах почти каждое лето, там же после смерти Софьи Рафалович воспитывалась его дочь Уна. В Немчиновке Малевич хотел упокоиться, и это последнее желание художника было выполнено в мае 1935 года. Но к началу Великой Отечественной войны его могила была заброшена, а «в вихре грозных лет» ее местоположение оказалось утрачено. На долгие годы будет забыто и имя самого художника, пока в 1970-е годы о нем не вспомнят сперва Константин Симонов, а затем и Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Самому Лихачеву рассказала о месте похорон Малевича Наталья Манченко, корректор издательства «Наука» и третья супруга художника, с которой академик был давно знаком. И в письме в Немчиновку от 20 августа 1984 года появляются судьбоносные строки: «Пользуюсь случаем спросить Вас: не знаете ли — где могила Казимира Севериновича Малевича?». Получив письмо, Виктор Цоффка заинтересовался вопросом, обратился к знакомым, те — к своим знакомым и людям, еще помнившим Малевича, затем подключились сотрудники Третьяковской галереи, тоже занимавшиеся темой художника. По воспоминаниям Виктора Цоффки, Лихачев живо интересовался ходом поисков и оказывал посильную помощь участникам.
Итогом развернувшейся деятельности стало открытие в Немчиновке мемориальной доски на доме, где некогда проживал Казимир Малевич. А 30 июля 1988 года появился и памятный знак, посвященный выдающемуся художнику, поодаль от предполагаемой могилы, на месте, где Малевич некогда любил гулять и часто рисовал на своих поздних картинах. Лихачев, хотя не смог приехать лично, был извещен о событии и сердечно поздравил всех участников дела.
С установкой в Немчиновке знака история поисков далеко не закончилась – точное местонахождение последнего пристанища Малевича будет найдено только в 2011 году, а усилия по увековечению его памяти предпринимаются вплоть до настоящего времени.
Что же касается цветочной переписки Лихачева и Цоффки, то и она принесла свои плоды. В новых изданиях «Поэзии садов», в качестве примера важности значения отдельных цветов в садах и парках, была приведена подробная история королевской лилии с соответствующими цитатами «из работы знатока ирисов В.В. Цоффки».
Научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо» Остапенко М.А.
Источники:
• Материалы ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
• Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие: ОАО «Тип. “Новости”», 1998. — 471 с.: ил.
• Федотова Е. Вакар.И. Ирина Вакар. К истории изучения творчества Казимира Малевича. Личный опыт. Как все начиналось. Памятник Малевичу. // «Лаврус» — просветительский проект Третьяковской галереи о русском искуссстве. — URL: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/irina-vakar-.. (дата обращения: 23.09.2024).
• Цофка В. Уроки одной судьбы (о связи Малевича и Немчиновки). // Сайт некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич». — URL: https://www.nemchinovka-malevich.ru/TEXT/RUSSIAN/urok.. (дата обращения: 23.09.2024).
• Цофка В. Немчиновка (исторический обзор). // Сайт некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич». — URL: https://www.nemchinovka-malevich.ru/TEXT/RUSSIAN/nem_.. (дата обращения: 24.09.2024).
• Цофка В. Академик Д.С. Лихачев о К.С. Малевиче. // Сайт некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич». — URL: https://www.nemchinovka-malevich.ru/TEXT/RUSSIAN/Lich.. (дата обращения: 24.09.2024).
• Александр Матвеев: «Создание мемориала Малевича, по его завещанию, остается нашей главной задачей». // Новости Подмосковья, события Московской области || Подмосковье сегодня: сайт. — URL: https://mosregtoday.ru/news/geroi-podmoskov-ya/aleksa.. (дата обращения: 24.09.2024).
• Андреева Ю. Сто лет назад Казимир Малевич опубликовал Манифест супрематистов. // Новости Беларуси | Беларусь сегодня: сайт. — URL: https://www.sb.by/articles/ne-tolko-chernyy-kvadrat.h.. (дата обращения: 24.09.2024)