Купить
билеты

Забытые сокровища храмов Харьковской губернии

В журнале «Старые годы» за июль-сентябрь 1916 года опубликована статья Сергея Шидловского «Забытые сокровища в Харьковской губернии». В ней говорится о настоящих сокровищах, хранящихся в трёх храмах – Покровском храме и Церкви Рождества Христова в г. Ахтырка под Харьковом и церкви в селе Каменка Изюмского уезда Харьковской губернии. 

Эти храмы оказались богатыми ценной церковной утварью и художественными произведениями. 

Так, в Церкви Рождества Христова обнаружились три картины знаменитого испанского живописца Б.-Э. Мурильо (1617-1682), приобретённые за весьма большую цену. Эти картины до того времени не были ни должным образом описаны, ни воспроизведены. 

В соборном Покровском храме хранилось много драгоценной утвари: напрестольное евангелие, обложенное серебряными досками стоимостью в 15.000 руб.; серебряный позолоченный потир с дискосом; бриллиантовые знаки ордена Св. великомученицы Екатерины, орденские звезда и крест. Эти ценные дары, а также и многие другие, были пожертвованы сёстрами – графиней Анной Родионовной Чернышёвой (1744-1830), женой графа Захара Григорьевича Чернышёва и графиней Марией Родионовной Паниной (1746-1775), второй женой графа П. И. Панина (1721-1789); обе – урожд. баронессы фон Вейдель.

Рядом с Покровским храмом графиней А.Р. Чернышёвой был построен ещё один храм – Церковь Рождества Христова, куда супругами графом и графиней Паниными были пожертвованы серебряный позолоченный потир с дискосом и звездою, и Евангелие (1759 г.), ценою в 5.000 руб., весом в 1 пуд и 30 фунтов. Именно в этот храм и были пожертвованы графиней Чернышёвой бесценные картины великого испанца. Надо сказать, что гр. Чернышёва всю жизнь жертвовала монастырям и церквям, а также отдельным людям, помогая не только православным, но и католикам.

В 1797 году Император Павел I за всемерную помощь нуждающимся наградил Анну Родионовну орденом Св. Екатерины I степени. Александр I также оказывал ей неизменное почтение и все её пожертвования удостаивались благодарственного письма императора. 

Все эти художественные произведения (в том числе и холсты Мурильо) упомянуты ещё в 1857 году епископом Харьковским и Ахтырским Филаретом в изданном им «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» (Харьков, 1857-1859), капитальном научном труде, посвящённом истории возникновения церквей и монастырей, а следовательно и населённых мест в Харьковской губернии.

Нужно упомянуть ещё об одном храме, также описанном преосвященным Филаретом в своём труде – каменной церкви, построенной в селе Каменка (Стратилатовка) Изюмского уезда Харьковской губернии. 

Эта церковь была построена в 1832 году старшей дочерью придворного протоиерея Андрея Афанасьевича Самборского Анной Андреевной (1770 — после 1843 г.) Само же село Каменка было пожаловано Самборскому Императором Павлом I в 1797 году. 

Здесь сделаем небольшое отступление и немного расскажем об А. А. Самборском (1732-1815), безусловно, одной из самых незаурядных личностей своего времени. 

А.А. Самборский, протоиерей Русской православной церкви, личный духовник Александра I, крупнейший землевладелец Изюмского уезда. Родился в семье священника в слободе Нижняя Сыроватка Сумского полка Слободской Украины (впоследствии эти земли вошли в состав Харьковской губернии). 

С 1768 года состоял в браке с перешедшей в православие англичанкой Елизаветой Фильдинг (умерла в 1794 г.). В семье было две дочери – Анна и София (1772-1812).       

После обучения в Белгородском духовном училище и Киевской духовной академии (окончил в 1765 г.) был волею Императрицы направлен в Англию для изучения агрономии. В Англии он пробыл 15 лет, и лишь на время, в 1768 году, приехал в Санкт-Петербург для рукоположения в священники. Затем вернулся в Лондон настоятелем русской церкви, где проводил богослужения не только на церковно-славянском , но и греческом и латинском языках для греков и англичан, сочувствующих православию. В 1780 году Екатерина II вызвала его в Россию.

В 1781 году был назначен Екатериной II духовником Великого князя Павла Петровича и его супруги Великой княгини Марии Фёдоровны; в этом звании сопровождал великокняжескую чету в их большом европейском путешествии (1781-1782). По возвращении из путешествия на Самборского Императрицей собственноручно был возложен особый крест из синей финифти на голубой ленте, осыпанный бриллиантами (1783 г.).

Затем он уехал жить на родину в деревню Каменку, где попытался на деле среди местных крестьян применить знания агрономии, полученные им в Англии. Вернувшись из родных мест в 1784 году, получил назначение законоучителем и преподавателем английского языка к великим князьям Александру и Константину Павловичам, а также к великим княжнам Александре, Елене и Марии Павловнам. 

Вступив в новую должность, Самборский получил мызу Белозёрку (по дороге из Павловска в Царское Село), где решил применить свои агрономические познания. Перед этим он привёз в Россию из Англии жену и дочерей. Отец Андрей часто совершал прогулки по полям Белозёрки с великими князьями, объясняя им пользу земледелия, входя с ними в избы крестьян, знакомя с их бытом и нуждами. В 1797 году А.А. Самборский создал в Белозёрске школу практического земледелия, которая, кроме всего, приносила и экономический доход. 

Обучение Александра Павловича закончилось раньше срока, т.к. Екатерина II хотела побыстрей женить своего старшего внука для продолжения рода (обручение с принцессой Луизой состоялось в мае 1793 г.). Отец Андрей остался законоучителем младшего брата Константина и сестёр. 

Впоследствии он стал личным духовником эрцгерцогини Австрийской и палатины Венгерской великой княгини Александры Павловны, и в этом качестве был направлен вместе с ней в Венгрию (Александра Павловна была замужем за Иосифом Австрийским с 1799 г.). 

В 1804 году Самборский решил вернуться в Россию (после смерти в 1801г. вел. кн. Александры Павловны). До 1804 года он оставался настоятелем построенной по его инициативе церкви-усыпальницы великой княгини.

Он вновь поселился в своём имении Каменка (с 1805 г.) и занялся здесь привычными для себя занятиями: распространял среди крестьян рациональные понятия о земледелии, ввёл в употребление усовершенствованные сельскохозяйственные орудия, выписанные из Англии; развёл испанскую породу овец (меринос), организовал шелковичную плантацию, устроил богадельню для престарелых, дом для вдов и сирот, больницу и аптеку при ней, училище для детей крестьян, сделал обязательной прививку от оспы. Наконец, между своими крестьянами, из стариков, отец Андрей ввёл оригинальный сельский суд, который имел право награждать за добродетели и наказывать за пороки. 

Но, несмотря на все успешные и добрые предприятия, священнику плохо жилось в Малороссии, о чём он писал в своих письмах императору Александру и князю А. Н. Голицыну. У отца Андрея появились недоброжелатели, которые даже сумели настроить против него местное дворянство. 

Однако, Александр I сумел успокоить Андрея Афанасьевича, пожаловав ему бриллиантовые знаки ордена Св. Анны I-ой степени с особым рескриптом, и велел переселиться в Санкт-Петербург, где священнику была предоставлена просторная квартира в Михайловском замке. В 1806 году ему через графа Н.И. Салтыкова был пожалован малый мальтийский крест.

В 1807 году он снова вернулся в свою деревню Каменку, затем совершил путешествие в Крым – Симферополь и Евпаторию, – к грекам, но в 1812 году вновь вернулся в столицу, где и провёл последние годы своей жизни, почти не сходя с одра болезни. Здесь к нему часто приходили воспитанники Царскосельского лицея и дарили свои рисунки.

Отец Андрей скончался 5(17) октября 1815 года и похоронен на Большеохтинском кладбище.

В течение 15-ти лет протоиерей А. А. Самборский находился рядом с будущим императором Александром Павловичем, был не только его законоучителем и духовником, но часто делил с ним часы досуга, гулял и много беседовал со своим царственным воспитанником, безусловно, положительно влияя на развитие его характера и христианского православного мировоззрения.

О самом А. А. Самборском существуют весьма разноречивые мнения, как о всяком умном и неоднозначном человеке, причём, иногда эти суждения явно носят характер пристрастности и односторонности. 

Однако, барон М. А. Корф (1800-1876) в «Жизни графа Сперанского» высказывает благожелательное мнение о нём, он называет Самборского человеком «весьма замечательным по своим высоким качествам». Историк Е.С. Шумигорский (1857-1920) считал его одним из образованнейших людей своего времени, который, несмотря на долгое пребывание за границей и знакомство с философией своего времени – деизмом и материализмом – остался преданным православию и России. 

И всё-таки, отдав дань столь незаурядному человеку, вернёмся к храму в Каменке, также богатом художественными произведениями. 

Вот как описывает его преосв. Филарет: «Храм сей один из самых примечательных как по красоте постройки и богатству украшений, так и по историческим памятникам. Здесь икона Софии Премудрости Божией и Богоматери, Благовещения и Евангелистов на царских вратах, Архангелов Гавриила и Михаила – работы знаменитого художника Венецианова…. Северный придел, в честь Андрея Стратилата украшен четырьмя иконами – работы академика Боровиковского, подаренные императором Александром дочери наставника его протоиерея Самборского».

Далее следует описание тех ценностей, которые хранились в этом храме. Это образ великомученицы Александры, украшенный яхонтом и бриллиантами; дарохранительница в виде креста с бриллиантовым на верху её крестом, который был возложен собственноручно Екатериной II на протоиерея Самборского в 1783 г. по его возвращении из-за границы с их Высочествами Павлом Петровичем и Мариею Фёдоровной. По стенам храма десять икон в золотых рамах великолепной живописи, одна из них итальянской работы 1592 г. Из священных облачений особенно замечательны – светло-зелёная бархатная риза с серебряными крестиками, подаренная императрицей Марией Фёдоровной протоиерею Самборскому по возвращении из Венгрии в 1804 г., а также несколько риз, сделанных из царских одежд покойной Вел. Кн. Александры Павловны, купленных её духовником отцом Андреем в Венгрии.

И в конце статьи автор задаётся справедливым вопросом: «Сохранены ли все ценности и если сохранены, то в каком виде?»

Материал подготовила Т. Л. Просина,

хранитель музейных предметов

Список литературы

  1. Старые годы: ежемесячник для любителей искусства и старины. – 1916, июль – сентябрь. – 140, VIII c.; ил.
  2. Каменка (Стратилатовка) и хутор Викнино. / Katrin. // На сайте «Декабристы»:
    http://d1825.ru/viewtopic.php?id=2528

Список иллюстраций

  1. Портрет А. А. Самборского.
  2. Софийская Церковь в Стратилатовке, до 1918 года.
  3. Портрет С. А. Малиновской (урождённой Самборской).
Перейти к содержимому