Продолжаем тему россики на примере живописного собрания Гатчинского дворца (журнал «Старые годы» за октябрь-декабрь 1916 года).
В небольшой заметке о художнике Ж.-Л. Вуале мы уже обращались к этой теме. Термин россика употребляется только в отношении иностранных художников, работавших в России в XVIII – первой половине XIX века по заказам императорского двора и русской знати. Возможно, термин несколько условен, но он лаконичен, прост и удобен в обращении.
Несомненно, мы многим обязаны пришельцам – иностранным мастерам, приехавшим в Россию работать и заодно учить начинающих русских художников ремеслу и мастерству. Не секрет, что первыми учителями в созданной в 1757 году Императорской Академии художеств были иностранцы.
Они не только сумели приспособиться к непривычному, чуждому им образу жизни, но и внесли огромный вклад в развитие культуры своей новой Родины.
Лампи, Ротари, Рослин, Вуаль, Каравакк, Лагрене, Торелли, Токке, Эриксен, Валериани, Квадаль, Тончи, братья Гроот – вот неполный перечень тех, чей талант и трудолюбие составили славу России.
Живописная сокровищница Гатчинского дворца хранит в своих стенах большое собрание произведений заморских мастеров.
Одни из этих творений более талантливы, другие – менее; какие-то из них выставлялись ранее на выставках и уже вошли в научный оборот, другие – нет.
Но есть ряд произведений и имён художников, которые сейчас почти неизвестны широкому кругу любителей живописи.
Таков Лукас Конрад Пфандцельт (1716-1786) – немецкий портретист, живописец на исторические и мифологические темы, копиист.
Автор ряда портретов представителей царской семьи Романовых, в том числе портрета императора Петра III Фёдоровича, на котором он изображён в рыцарских латах (репродукция портрета – в журнале «Старые годы» за июль-сентябрь 1911г.). Как примеры редкой для России XVIII века исторической живописи можно упомянуть два парных портрета (оба – копии с портретов Г.-К. Гроота) – «Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом» (1757г., Русский музей) и «Конный портрета великого князя Петра Фёдоровича» (1747 ?, Русский музей), а также коронационный портрет императора (1761 г., сейчас – в Эрмитаже).
Как многие художники того времени, создавал произведения на мифологические и исторические сюжеты. В картине «Венера, Марс и Амур» (её репродукция помещена в журнале «Старые годы», октябрь-декабрь 1916г. ), художник использовал расхожий мифологический сюжет (кто только не писал в те годы самых разнообразных Венер, Марсов и Амуров !).
Эти полотна, возможно, не впечатляют особыми художественными достоинствами, но изображения лиц дома Романовых имеют значение для истории России середины XVIII века, а мифологический сюжет привлекает приятной итальянской декоративностью.
Личность Луки Пфандцельта интересна ещё и тем, что он – первый профессиональный реставратор в России. Художник прибыл в Россию по приглашению императрицы Елизаветы Петровны в 1743 году. Этот год и считается началом реставрационной деятельности в стране. В ноябре того же года поступил подмастерьем к художнику-портретисту Георгу Кристофу Грооту (1716-1749), «с тем, чтобы под его смотрением находящиеся во дворцах в Санкт-Петербурге , в Селе Сарском и других местах картины починять и в хорошем состоянии содержать».
С 1764 до 1775 года – первый хранитель и реставратор картинной галереи Эрмитажа. При нём коллекция постоянно пополнялась новыми экспонатами, были куплены многие частные собрания. Пфандцельт много лет занимался описанием эрмитажной коллекции и её реставрацией.
Кроме того – коллекционер и антиквар, владелец большого собрания картин и эстампов старых западноевропейских мастеров (Рембрандт, Теннирс, Дюрер и др.). Занимался он и торговлей произведениями искусства. Имел собственную мастерскую, в которой обучались его соотечественники – художники Карл-Людвиг Христинек (1732-1792) и Генрих Бухгольц (1735-1781). Можно сказать, что в его лице счастливо слились художник, реставратор и знаток искусств.
Как реставратор Пфандцельт прославился тем, что фактически спас почти истлевшую картину «Христос и блудница», автором которой считается Лукас Кранах-младший (XVI век). Он перевёл картину с прогнившего дерева на медную доску и успешно реставрировал её, вернув уникальному произведению искусства прежнюю красоту и блеск. Надпись на обратной стороне медной доски гласила: «Эту картину спас от близкой гибели Лукас Пфандцельт из Ульма, придворный художник. Петербург, 1770 г.»
В том же 1770 году она была выставлена на всеобщее обозрение в Академии художеств и вызвала всеобщий восторг. Для XVIII века это казалось чудом. Иностранцы, бывшие тогда в Петербурге, отмечали выдающуюся роль Пфандцельта как реставратора и организатора эрмитажной коллекции.
Реставраторы-профессионалы и теперь высоко оценивают эту работу. Сейчас картина «Христос и блудница» находится в постоянной экспозиции Государственного Эрмитажа.
Иоганн Фридрих Гроот (1717-1800, в России – Иван Фёдорович ), младший брат Георга Кристофа, приехал в Россию из Вены в 1743 году. Был «зверописцем», как тогда говорили и весьма прославился на этом поприще. Виртуозно писал птичьи перья , мех животных, впоследствии создал много натюрмортов, сцен с птицами и животными. В Гатчинской коллекции ему принадлежит великолепный «Белый павлин с петухом» (1784). Младший Гроот вполне может считаться «отцом» русского натюрморта.
Людвиг Гуттенбрунн (1750-1819) – австрийский художник, приехал в Россию в 1795 году, в 1800 году получил звание академика. Ещё живя в Риме в 1787 г., выполнял заказы Екатерины II для Царскосельского дворца. Плодовитый портретист и хороший копиист весьма ценивший своё творчество. (В Москве назначил высокие цены за свои произведения и целый год не снижал их, в результате чего заказчики были вынуждены согласиться на его требования). В Гатчине его кисти принадлежат два парных «жанра» – «Девушка в окне » и «Девушка с птичкой» ( оба – около 1779 г), характеризующие его как художника «среднего вдохновения и среднего, хотя и уверенного мастерства». На родину вернулся в начале XIX века.
К этой же плеяде принадлежит забытый ныне французский художник-пейзажист второй половины XVIII – начала XIX века Жерар де ла Барт. Годы жизни неизвестны, сведения о нём незначительны и противоречивы. Ученик Жан-Мари Вьена. В России работал с 1787 по 1810 годы (23 года).
В Гатчине ему принадлежат два вида Царского Села 1788 года – «Большое озеро в Царском Селе» и «Большой каприз» в Царском селе». Возможно, с художественной точки зрения достоинства этих произведений невелики, на зато интересны с исторической – как для истории Царского села, так и для истории русского быта.
Нельзя не упомянуть о его серии из 16 живописных видов «исчезнувшей, допожарной Москвы», т.е. той Москвы, которой больше нет (1794-1798гг., акварель, масло). На своих картинах де ла Барт изобразил «диковинный, полный простора, света и воздуха город, подобного которому нет ни в одной западной стране».
15 картин поступили в Русский музей в 1931 году из Александровского дворца в Царском селе; ранее никогда не экспонировались в полном объёме (16 -я картина попала в годы Второй мировой войны в Австрию и там погибла ).
В «Старых годах» за июль-сентябрь 1911 года представлены четыре репродукции с картин французского художника: «Вид Подновинского предместья в Москве», «Вид старой площади в Москве «, «Вид города Москвы, снятый с балкона императорского дворца по правую сторону», «Вид Серебренических бань и окружности их в Москве» . Виды города стали известны благодаря гравюрам, выполненным разными мастерами и изданными в Москве купцом Ж. Вальзеном в 1799 году. Гравированные листы были посвящены императору Павлу I.
На тот момент все четыре акварели принадлежали Е. В. Принцессе Е. Г. Саксен-Альтенбургской. Несмотря на то, что они никогда не входили в коллекцию Гатчинского дворца, мы благодарны иностранному художнику за то, что он оставил нам бесценные изображения великого города и думается, что упоминание о них не покажется лишним. К слову сказать, гравюры с картин де ла Барта часто входили в разные полиграфические издания и были очень популярны. Как и ко всем старинным произведениям искусства, интерес к ним со временем только возрастает.
Карл-Фердинанд фон Кюгельген (1772-1832) – российский художник-пейзажист немецкого происхождения. Учился живописи во Франкфурте, в 1791 г. отправился в Рим для дальнейшего образования. В 1798 был приглашён в Петербург ко двору императора Павла I (вместе с братом-близнецом Герхардом, тоже художником), где оба получили статус придворных живописцев. В 1804 году получил звание академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Из России не уехал, жил здесь до конца жизни.
Карл Кюгельген остался в истории как художник, первым запечатлевший пейзажи новых владений Российской империи – Крыма, Финляндии, Эстонии. Он и далее работал при дворе и ему довелось первому из художников исполнить портреты нового императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны.
В гатчинском собрании представлены два интересных вида Павловска его кисти – «Большой дворец» и «Храм Дружбы». Они созданы тем тонким приёмом, который придаёт столько прелести творениям старины.
Практически неизвестный в России Андреас Гаспар Гюне (1749-1813) – немецкий живописец, уроженец Гамбурга. Портретист, автор картин на исторические и аллегорические сюжеты. Ученик Торелли, Менгса и Тишбейна. В 1785 году по приглашению Екатерины II приехал в Россию, где прожил до конца жизни. Преподавал в Академии художеств и оказал значительное влияние на своих учеников как исторический живописец.
Три его картины, представленные в Гатчине, характеризуют Гюне как талантливого художника исторического жанра: «Екатерина Великая возлагает Чесменские трофеи на могилу Петра Великого» (1791г.), «Семейство Дария перед Александром Македонским» (другое название – «Взятие города Тира Александром», 1789 г.,), «Таврида принимает законы Российские» (1791г.). В этих работах он проявил себя как достойный ученик знаменитых наставников. (Репродукции с двух последних работ представлены в «Старых годах» за октябрь-декабрь 1916 г.). За картину «Взятие Тира» в 1794 году получил звание академика.
Для русского искусства конца XVIII века подобные творения служили прекрасным уроком и указывали верный путь для дальнейшего развития жанра исторической живописи.
В заключение упомянем портрет великой княгини Марии Павловны (1786-1859), третьей дочери Павла I и Марии Фёдоровны, с 1804 г. великой герцогини Саксен-Веймарской. Портрет написан знаменитым немецким живописцем Иоганном-Фридрихом-Августом Тишбейном (1750-1812), жившем в России с осени1806 по осень 1808 гг. Является вариантом портрета великой княгини в парадном туалете 1805 г., известного в повторениях и гравюрах.
«Прелестный лебедь «Павлова гнезда» и Веймарской короны украшенье» – так называли одну из самых красивых и талантливых женщин своего времени. Интимность образа и мягкость цветовой гаммы – главные достоинства портрета, на котором изображена «жемчужина семьи Романовых» великая княгиня Мария Павловна.
С тех пор прошло много лет и произошло много трагических событий, в том числе и две мировые войны. Номер журнала «Старые годы» за октябрь-декабрь 1916 года оказался последним, больше журнал не выходил. Многие картины из Гатчинского собрания потеряли своё прежнее «местожительство». Какие-то произведения оказались в других музеях – Эрмитаже, Русском музее, какие-то вообще были вывезены за границу.
Их давно уже нет, ни живописцев, ни тех, кого они запечатлели на своих полотнах. Но прекрасные видения прошлого вновь встают перед нами и заставляют снова и снова вдыхать аромат давно ушедшего невозвратимого времени.
Материал подготовила Т.Л.Просина, хранитель музейных предметов
ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо».
Иллюстрации и литература:
Кубе, Альфред Николаевич (1886–1942). Лука Джордано в Гатчине. / А. Кубе. // Старые годы: ежемесячник для любителей искусства и старины. 1916. Октябрь-декабрь. С. 79-84.
- Заставка к статье А. Н. Кубе о Луке Джордано в журнале «Старые годы» .
- «Лука Джордано: Стадо на водопое. (Гатчинский дворец)».
- «Лука Джордано: Диана и Эндимион. (Гатчинский дворец).»
- «Лука Джордано: Ринальдо и Армида. (Гатчинский дворец).»