Купить
билеты

Эрик Густав Гете — скульптор королевского двора. Перевод глав монографии «Eric Gustaf Göthe. Kungl. Statybidhuggare och Professor» исследователя Томаша Милродта. Часть 1

Личность скульптора Эрика Густава Гёте представляет особый интерес для исследователей. Пауль Николаи находился в дружеских отношениях со скульптором, вел с ним личную переписку. Приехав в Петербург в 1823 году, Гёте становится востребованным скульптором. Заказы на изготовление скульптурных изображений поступали, в том числе и от императорского двора Российской империи.   Эрик Густав Гёте создал по заказу Пауля скульптурный портрет его супруги Александрины-Симплиции де Броглио и скульптурный портрет самого господина Николаи.  Кроме того, как следует из письма Пауля мастеру Гёте от 19 июля 1827 года, Обелиск братьям де Броглио, установленный в парке Монрепо на Левкадской скале, был создан в мастерской скульптора в Стокгольме, под его непосредственным руководством. 

Исследование личности и биографии скульптора Эрика Густава Гете, вероятно, поможет уточнить авторство четырех скульптурных изображений семьи Николаи, которые украшали интерьеры Усадебного дома в имении Монрепо вплоть до 1940 года.  Жизненный и творческий путь скульптора начался в родном для него Стокгольме, в Риме произошло его творческое становление, в Санкт-Петербург Гёте прибыл по приглашению посла России в Швеции графа Петра Корниловича Сухтелена, будучи сложившимся мастером. Биография скульптора была исследована шведским историком Томашем Милродтом. Итогом его многолетней работы стала монография «Eric Gustaf Göthe. Kungl. Statybidhuggare och Professor», изданная в Стокгольме в 1975 году. 

Эрик Густав Гёте родился в 1779 году в семье придворного каменщика Юхана Адольфа Гёте и был шестым ребенком в семье. Семья жила в достатке, что позволяло иметь большой дом с прислугой. 

Отец будущего скульптора был человеком образованным, несмотря на то, что был только ремесленником, он имел множество друзей среди художников в Стокгольме. Луи Жан Депре — французский архитектор и художник, много лет проработавший в Швеции, был другом семьи Гёте. В библиотеке молодого Эрика Густава Гёте можно было найти не только книги о техниках каменной кладки, но и энциклопедию Дидро и Даламбера, поэзию Клопштока, философию Локка, Монтескье, Вольтера и Руссо. В этой творческой обстановке юный Гёте обучался у своего отца основам рисования и искусству каменной кладки. В 1794 году Гете поступает в Королевскую академию искусств в Стокгольме, где увлекается копированием деталей французской скульптуры и сложных архитектурных форм под руководством друга семьи Гёте Ж. Депре. Одним из учителей будущего скульптора был Йохан Тобиас Сергель — шведский скульптор и художник, профессор Академии искусств, один из признанных мастеров европейского классицизма.В Академии Гёте преуспевал в изучении рисования и скульптуры, именно поэтому он получил один из первых крупных заказов от королевской семьи. Герцог Карл Дюк, впоследствии король Карл XIII, заказал несколько портретных медальонов для дворца Розенборг – резиденции датских королей в Копенгагене. В 1803 году он заканчивает обучение в Королевской академии искусств.  По окончании обучения в Академии, Гёте надеялся получить должность преподавателя, т.к. среди учеников и преподавателей Академии он был весьма успешен и популярен. Неожиданно для него, его не допускают к преподаванию, и тогда Гёте принимает решение покинуть Стокгольм.Среди представителей творческих профессий: скульпторов и художников в нач. XIX в. распространенным явлением были образовательные поездки в Париж и Рим. Отец Гёте оплачивает поездки сына сперва в Париж, затем в Рим. Что именно Гёте делал в Париже, остается неясным, но, вероятно, именно там он знакомится с Антонио Канова.В 1806 году к скульптору пришел первый серьезный успех и признание. Гёте создает скульптуру античного героя Мелеагра, которая была выполнена профессионально, с проработкой мелких деталей. Скульптор становится весьма популярным в среде знатных фамилий и получает много положительных оценок своих работ. Количество заказов стремительно росло и скульптор усиленно работал. Но нашлось место и критике: Юхан Тобиас Сергель — учитель Гёте, критиковал творчество начинающего скульптора и восхищался другими своими учениками — Эриком Каинбергом и Юханом Николасом Бистремом. В Риме Бертель Торвальдсен снисходительно относился к успехам Гёте, а испанский скульптор Альварем сказал, что ему приятен Гёте как собеседник, но он не должен продолжать создавать скульптуры. Гёте прожил в Риме 6 лет, но так и не начал зарабатывать на жизнь творчеством. За весь период пребывания в Риме ему удалось продать только незначительную часть своих работ. Молодой скульптор по-прежнему жил на деньги своего отца.  Вся поездка за границу обошлась Гете в 4400 риксдалеров. Стипендия составляла 800 риксдалеров, остальные средства Гёте получал от своего отца и продажи своих работ. Так и не став популярным в Риме, Гёте возвращается в Стокгольм, где, в надежде угодить наследнику престола Жану Батисту Бернадоту, создает за рекордно короткий срок скульптуру принца, выступающего перед шведским парламентом. Всего четыре месяца понадобилось Гёте, чтобы закончить работу. Однако и эта попытка потерпела неудачу, труд скульптора не был оценен по достоинству. Некоторым утешением для Гёте стало избрание в ряды постоянных членов Королевской академии искусств в 1812 году, что стало знаковым событием для его творческой биографии.

Продолжение следует. 

Материал подготовлен младшим научным сотрудником НИО

О. О. Прудниковой 

Литература

1.T. Millroth. Eric Gustaf Göthe. Kungl. Statybidhuggareoch Professor. — Stocholm: 1975. — 102 p.

Иллюстрации

1. Обелиск братьям де Броглио. Фото А. Салманова. 

2. Авторская подпись Эрика Густава Гёте на скульптуре «Спящая вакханка» из фондов Государственного Эрмитажа. Фото О. Прудниковой; 

3. Портрет Эрика Густава Гете, 1823 год. Иллюстрация из монографии T. Millroth. Eric Gustaf Göthe. Kungl. Statybidhuggareoch Professor. — Stocholm: 1975.;

Перейти к содержимому