Купить
билеты

Контурные карты по метафизике

Жил да был король саксонский Фридрих Август… э-э… Второй. Он был племянником курфюрста Фридриха Августа III, который стал королём Саксонии (Первым) только в 1806 году, когда перешёл на сторону Наполеона (так же, как и король Вюртемберга Фридрих I, в молодые годы владевший имением Монрепо). Фридрих Август II взошёл на престол после другого своего дяди Антона I и в качестве правителя отличался мягкостью, отменял смертные приговоры и собирал у себя по вечерам учёных и художников. Король и сам был неплохим пейзажистом, а главной его страстью была ботаника. В своих «экспедициях» он собрал великолепный гербарий и при помощи Гёте, – бывшего, как известно, не только поэтом, но и незаурядным естествоиспытателем, – издал в 1837 году «Флору Мариенбада». В горах у бывшего Мариенбада (ныне чешского города Марианские Лазни) можно найти памятную табличку на месте, где Фридрих отдыхал с гербарной папкой и альпенштоком.

Фридрих Август за свою жизнь собрал не только гербарий, но и значительную коллекцию гравюр (более ста тысяч отдельных листов и книг). В 1925 году его собрание было распродано с аукциона, а в конце XX века одна из крупинок этого богатства досталась и нашему музею – вторая часть издания «Очерки к Фаусту Гёте, нарисованные Морицом Ретчем», выпущенная в 1836 году.

Фридрих Август Мориц Ретч (1779–1857), частичный тёзка своего короля, родился в Дрездене, учился в Дрезденской академии, в 1817 году стал членом этой академии, а в 1824 году – профессором. Художник известен своими сериями гравюр по литературным произведениям Шекспира, Шиллера и Гёте. Он создавал гравюры в особой манере – исключительно контурами, безо всяких намёков на тени и свет (нам такие гравюры могли бы показаться раскрасками для взрослых). Рисунки Ретча не были иллюстрациями, это были отдельные издания в форме альбомов, без подписей, что предполагало знакомство зрителя с текстом, и предварялись они только избранными цитатами, вдохновившими художника. Гёте очень ценил Ретча и раздарил знакомым множество его «контуров» своего Фауста.

Ретч был хорошим портретистом, писал он также и картины на мифологические сюжеты, из которых (картин) сохранились очень немногие. Наиболее известна его картина «Шахматисты», спрятанная ныне у анонимного коллекционера. На ней изображено, как некто, похожий на гётевского Мефистофеля, играет с юношей в шахматы на его душу. По легендам, некоторые гроссмейстеры пытались реконструировать изображённую на картине партию и выиграть её за бедного юношу. Сам же Мориц Ретч в зрелые годы, получив в приданое виноградники, занялся виноделием – и весьма успешно, чем был очень горд. На склоне лет он, если и рисовал, то только жанровые сцены из жизни виноградарей.

Валентин Болгов,
главный хранитель музейных предметов

музея-заповедника «Парк Монрепо

Перейти к содержимому