Купить
билеты

Джованни Баттиста Пиранези

Все должно быть согласно разуму и правде, 

но это грозит все свести к хижинам.

Дж. Б. Пиранези

Ярким предметом постоянной экспозиции в усадебном доме Монрепо является гравюра Джованни Баттиста Пиранези «Вид гробницы Гая Цестия», Рим (Илл. 1). Архитектурная графика Дж. Б. Пиранези середины XVIII века интересна для собрания нашего музея, так как в библиотеке Л. Г. Николаи были работы этого автора. Работа иллюстрирует рассказ о владельце имения Монрепо и о его коллекции произведений искусства. Репрезентативный лист хранится в фондах музея-заповедника. Копию можно увидеть в третьем зале, посвящённом окружению Л. Г. Николаи и его близкому другу Францу Герману Лафермьеру. 

Настоящим украшением итальянской части библиотеки Людвига Николаи и Франца Лафермьера —«Библиотеки двух друзей» — было издание XVIII века с гравюрами Дж. Б. Пиранези [1, с. 78–80]. Возможно, это был изданный в Риме в 1750 году альбом «Различные произведения архитектуры, перспективы и т. д.», где впервые появляются монументальные композиции-фантазии по мотивам архитектуры античного Рима. Исследователь Райнер Кнапас, изучавший состав библиотеки Николаи, приводит в своей книге офорт из серии «Фантастические композиции тюрем» (Илл. 2) [5, S. 74–75]. Четырнадцать листов серии впервые были изданы в 1745 году. Пятнадцать лет спустя серия была переиздана и включала уже 16 несколько изменённых офортов. Тематика «Тюрем» занимала Пиранези. В его «Различных произведениях архитектуры, перспективы и т. д.» есть намёк на этот образ, будто бы навеянный реальной тюрьмой. Можно предположить, что в издании, принадлежавшем библиотеке Николаи, была не вся серия, а лишь отдельные листы. Подтвердил это и Райнер Кнапас: в Хельсинской библиотеке хранится подборка офортов, не оформленная в виде книги. 

В библиотеке музея-заповедника «Парк Монрепо» в отделе редких книг есть раритетное издание 1939 года С. Торопова «Пиранези», которое тоже может заинтересовать исследователя. В издании можно увидеть эскиз к одному из листов «Тюрем» (Илл. 3) 

Лист Дж. Б. Пиранези, ставший частью фондового собрания музея-заповедника в 2017 году, выполнен в технике гравюры на меди — офорта, отпечатан автором на бумаге верже с водяными знаками, размер листа —54 × 81,5 см (Илл. 1). На гравюре изображён мавзолей римского претора I века до н. э. Гая Цестия в форме неправильной пирамиды из тёсаного камня, облицованного кирпичом и мрамором, который является одной из достопримечательностей холма Авентин в Риме. Гробница Цестия (36,4 метра высотой, длина основания 30 метров) является единственным из античного мира сохранившимся захоронением в форме гладкостенной пирамиды вне египетско-нубийской культурной области. Она привлекала внимание путешественников в XVIII веке, а картины и гравюры с её изображением были популярны. Для Людвига Николаи Монрепо стало местом живой памяти о путешествиях по Италии, о её природе и искусстве. Он очень ценил графику Дж. Б. Пиранези, особенно его виды Рима.

Подпись листа указывает на место создания гравюры. Справа от названия: Presso l’Autore a Strada Felice nel Palazzo Tomati vicino alla Trinita de monti — Мастерская автора на старейшей в Риме улице Страда Феличе в Палаццо Томати возле церкви Тринита-деи-Монти. В 1761 году Пиранези перенес свою резиденцию, мастерскую и магазин в Палаццо Томати на Виа Феличе, где и прожил с семьей до конца своих дней.

Один из первых систематических трудов Пиранези «Виды Рима» появился в 1747 году. Сто тридцать семь офортов этой грандиозной сюиты мастер создавал всю жизнь. Вначале автор придерживался точности передачи увиденного, позже становится решительным и смелым и доходит до фантазийного архитектурного пафоса и блеска штриха. Усыпальницы были одной из тематик собрания. Фиксировать свидетелей великого прошлого, вселять в зрителя чувство веры в силу человека и подъём маргинального в итальянском искусстве жанра гравированного топографического вида (ведуты) до прекрасного, до высокого искусства — вот цели, которых достигал мастер [2, c. 14–23].

Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) — венецианский архитектор, художник-график, антиквар, археолог, исследователь Древнего Рима. Этот великий итальянец оказал влияние не только на последующее поколение художников эпохи романтизма, но позднее стал кумиром сюрреалистов. Достаточно вспомнить метафизические пейзажи Джорджо де Кирико, не менее известного итальянца, который наполнил архитектурные формы новым смыслом.

Юный Пиранези рано начал интересоваться архитектурой. Он с увлечением изучал творения Палладио, принципы построения перспективы и страстно мечтал увидеть Рим. Особую любовь он питал к монументальному строительству с его крупными и тяжёлыми конструкциями, мощными инженерными сооружениями, которые нашли отражение в тематике его гравюр. Грандиозные мосты и реконструкции древних зданий с чётко выявленными элементами конструкций — его увлекали гигантские сооружения, прельщал их чистый и прекрасный стиль. Новая архитектура — это новая оценка наследия прошлого. Архитектура, считал мастер, рождается из прошлого, опираясь на фантазии и разнообразие в зодчестве, не дающие свести архитектуру к ремеслу и сухой функциональности [3, с. 98]. 

Джованни Батиста мечтал реализовать себя как архитектор. Но спроектировал он всего одно здание, поэтому его имя связывают с понятием «бумажная архитектура». По его чертежам была построена церковь Санта Мария дель Приорато на территории монастыря на Авентинском холме в Риме, в которой и был похоронен художник (Илл. 5, 6). 

Они презирают мою новизну, я  их боязливость.

Дж. Б. Пиранези

Литература:

  1. Мошник Ю., Ефимов М. Монрепо от А до Я. Выборг: ГБУК ЛО ГИАПМЗ «Парк Монрепо», 2016.
  2. Егорова О. Н. Виды Рима в гравюрах из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга // Ricordo di Roma. Рим конца XVII —начала XX века в графике и фотографии из собрания ГМИ СПб. Каталог выставки. СПб.: Музей истории Санкт-Петербурга, 2018. С. 14–23. 
  3. Торопов С. А. Джованни Батиста Пиранези. Избранные офорты. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939.
  4. Успенский В. М. Ожившие фантазии. Дж.-Б. Пиранези и французские оптические виды XVIII — начала XIX вв. // «Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств», 2011.
  5. Knapas R. Monrepos. Ranskalaisen kulttuurin pohjoinen keidas. Hämeenlinna: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2008. 
Перейти к содержимому