Купить
билеты

«У ног безмятежной святой красоты…»

В «ливне поэзии» конца XIX – начала XX века творчество Владимира Соловьева – ироничные стихи, пейзажная и философская лирика, размышления о Софии – Вечной Женственности, Душе Мира – стоит как бы особняком от всего. Поэтический космос Соловьева пронизан и ощущением катастрофы, и тонким лиризмом.

Летом 1884 года писатель принимает решение уехать из пыльного и суетного Петербурга. Переболев холерой, запутавшись в отношениях с С.М. Мартыновой, Соловьев чувствует «охоту к перемене мест». В одном из своих писем он пишет: «Поселюсь навсегда среди скал и лесов Финляндии…». Осип Мандельштам в литературных мемуарах «Шум времени» вспоминает: «Финляндией дышал дореволюционный Петербург, от Владимира Соловьева до Блока…»

Финский период в жизни и творчества поэта охватывает временной промежуток с сентября 1894 года по май 1895. Многие исследователи творчества В.С. Соловьева объединяют стихотворения этого периода в Финский цикл. Именно в это время писатель испытывает духовный и творческий подъем. Это расцвет философской и пейзажной лирики, время успокоения душевной смуты, погружение в созерцание природы и мудрое спокойствие… Среди суровых финских скал бесприютный поэт-философ обрел покой.

130 лет назад Владимир Сергеевич Соловьев написал стихотворение «Монрепо». В книге М.В. Ефимова и Ю.И. Мошник читаем: «…Монрепо стало частью обширного финского текста в поэзии Владимира Соловьева (1853-1900), выдающегося философа и поэта, посетившего Монрепо, по крайней мере однажды, в 1894 году…»

Монрепо

Серое небо и серое море

Сквозь золотых и пурпурных листов,

Словно тяжелое старое горе

Смолкло в последнем прощальном уборе

Светлых, прозрачных и радужных снов.

26 сентября 1894.

 Устойчивая символика образов, характерная для романтиков и символистов – «Здесь» «серое море», но и в горнем «Там» «серое небо» — не вызывает отчаяния и ощущения безнадежности, «горе смолкло», растворившись в шелесте осенней листвы. Связующим звеном между двумя мирами служит воздух, полный «светлых, прозрачных и радужных снов» наяву. Суть мира не скрыта от лирического героя стихотворения, это ощутимая реальность, воплощенная в красоте природы. Парк дарит лирическому герою покой и умиротворение.

О значении личности Владимира Сергеевича Соловьева и о его поэтическом наследии сказал русский философ В.В. Розанов: «Соловьев был признанный поэт России, и поэтическая его долговечность переживет и философскую, и богословную…его прелестные стихи… это – богатство Руси, и это никуда не уплывет. Прелесть – вечна…»


Материал подготовила научный сотрудник музея-заповедника «Парк Монрепо» Ольга Вихрова

Использованные источники:

  1. Авдейчик Л.Л. Финский период в поэтическом творчестве В.С. Соловьева. Соловьевские исследования. Выпуск 4(40). Минск, 2013.
  2. Ефимов М.В., Мошник Ю.И. Парк Монрепо в XX веке: Страницы истории. СПб, 2010.
  3. Мандельштам О.Э. Шум времени. Литературные мемуары. М., 2002.
  4. Розанов В.В. От Достоевского до Бердяева. Размышления о судьбах России. М., 2017.
  5. Соловьев В.С. Полное собрание стихотворений. М., 2021.
  6. Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997.
  7. Юрина Н.Г. Литературно-художественное творчество В.С. Соловьева в контексте русской словесности второй половины XIX века (эстетика, поэтика, стиль). Саранск, 2019.
  8. Юрина Н.Г. Финская тема в поэтическом творчестве В.С. Соловьева. Финно-угорский мир. №3. Саранск, 2014.

Перейти к содержимому